Новости Оскола » Blog Archives » «Больное место» (Продолжение. Начало в №10)
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Больное место» (Продолжение. Начало в №10)

28.05.2022


? С шапкой по кругу

Средства на открытие женского училища в сумме 792 руб. 10 коп. имелись еще в 1869 году, но только благодаря новому Городовому Положению, введенному в Старом Осколе с 11 октября 1871 года, предопределившему новый состав Городской думы, сложились обстоятельства, позволившие приступить к положительному решению проблемы женского образования. Дума выделила средства, и женская прогимназия в 1872 году была открыта. На таком положении она просуществовала до начала 1902/03 учебного года, затем ее преобразовали в женскую гимназию с семилетним курсом обучения.
При гимназии имелись приготовительные классы, для поступления в них надо было выдержать испытания по арифметике и чтению. Девочки, ставшие гимназистками, изучали Закон Божий, русский, церковнославянский языки. Преподавались также словесность, математика, всеобщая география, русская география, естествоведение, физика, всеобщая и русская история.

С 1905/06 учебного года срок обучения удлинился на один год, гимназия стала восьмиклассной, как в столичных и других крупных городах старой России. Восьмой – это дополнительный класс, в котором преподавали педагогику и методику. К дополнительным дисциплинам относились чистописание и рукоделие. За отдельную плату преподавался иностранный язык. Выпускница седьмого класса гимназии получала аттестат на звание учительницы начальных классов, а окончившая 8-й класс – аттестат на звание домашней учительницы.

Здание для женской гимназии было построено на углу Успенской и Воронежской улиц, в нем долгое время размещалась современная школа №5. В 1907/08 учебном году в гимназии было 472 ученицы, из них почти 40% крестьян и 60 с лишним — городских. Обучение было платным, но недостающая сумма расходов покрывалась за счет дотаций городской казны и Уездной земской управы после утверждения Уездным земским собранием. Впоследствии на базе гимназии был образован Старооскольский педагогический техникум.
Чрезвычайно интересна и история создания первого в городе мужского среднего учебного заведения – частного реального училища. Впервые вопрос о его открытии был поднят в сентябре 1903 года на очередном Уездном земском собрании. Купцы пустили шапку по кругу и собрали для благородной цели 8000 рублей. Но предстояло еще одолеть парализующую волю и гасящую созидательную энергию бюрократическую волокиту. Ведь положительное решение вопроса с одобрения бесчисленных инстанций могло состояться только с благоусмотрения Государственного Совета. Наконец на основании Высочайшего повеления от 28 января 1906 года в Старом Осколе открывается мужское средне-учебное заведение, которому присваивается название «Старооскольское частное реальное училище».

Оно состояло из 7 классов с основным коммерческим отделением в 5-6 классах. Цель – предоставить детям города и уезда среднее образование в объеме курса правительственных реальных училищ. По окончании учебы выпускники имели право поступать в высшие специальные учебные заведения, за исключением университетов.
Размещалось училище на Курской улице, на месте нынешнего спортзала геологоразведочного техникума.

? Учились и работали знаменитости

На Белгородскую, современную Комсомольскую улицу, д. 33/36, по словам Василия Абельдяева, реальное училище было переведено только к началу 1910/11 учебного года. Ныне это памятник архитектуры. На здании размещена памятная табличка, свидетельствующая о том, что здесь в 1907-1913 годах учился писатель Д.И.Крутиков, а в советское время преподавал в педагогическом техникуме известный художник А.М.Зубов.

12 марта 1912 года, удовлетворив ходатайство Старооскольского Уездного земства и Городской думы, Министерство народного просвещения разрешило открыть в Старом Осколе реальное училище на базе частного реального со взятием в размере на казенное содержание с начала 1913 года при сохранении субсидий от земства 5500 рублей. Но окончательная процедура передачи училища на полное содержание казны состоялось не ранее 1914 года. В 1918 году оно было реорганизовано и вошло в систему единой трудовой школы.

Кроме упомянутых средних учебных заведений в городе имелась частная женская гимназия Лидии Бирюлевой с восьмиклассным обучением, открытая с разрешения Министерства народного просвещения к началу 1910/11 учебного года. В 1919 году состоялся первый и единственный выпуск девушек, окончивших в ней полный курс образования. Занятия проходили в домах купцов Тулинова на бывшей Мясницкой улице (ныне Демократическая, 28, здание, ранее занимаемое редакцией газеты «Путь Октября») и Федюшина на бывшей Курской (ныне Ленина, 36). За обучение детей платили 40 рублей в год.
Итак, в дореволюционный период с 1910 по 1918 годы в Старом Осколе имелись 2 начальные школы, состоящие на бюджете земства, и одна городская, содержащаяся за счет казны, 6 церковно-приходских школ, 3 среднеобразовательных, а всего – 12 учебных заведений. Кроме них существовало 4-классное Межуездное духовное училище, состоящее в ведении Епархиального ведомства. В 1918-1919 годах перечисленные учебные заведения были упразднены. Учившиеся в них дети, пишет Василий Абельдяев, были переведены в соответствующие классы только что созданных единых трудовых школ.

? Рушилась старая школа

В большинстве случаев судьба бывших педагогов старой русской школы трагична. В 20-х годах в нищете и забвении умерла бессменная начальница Старооскольской женской гимназии Екатерина Александровна Маклон-Бурцева. Учительница В. П. Данькова рассказывала, как её мама, окончившая самое престижное в дореволюционном Старом Осколе учебное заведение, носила больной женщине, немке по национальности, узелки с едой. Немощная от болезни и голода, гордая и сильная духом женщина, раньше далеко не последняя дама в уездном городе, плакала, но соглашалась на подаяние лишь потому, что принимала его от бывшей своей воспитанницы. Одинокая, не имевшая семьи, в свои лучшие времена она олицетворяла тип строгой и справедливой наставницы. Под её началом Старооскольская гимназия была одной из лучших в губернии. Многие её выпускницы стали отличными педагогами и немало сделали для развития народного образования в районе.

Драматично сложилась судьба и Лидии Александровны Бирюлевой. Огромные средства, которые она вложила в организацию частной гимназии, с приходом Советской власти оказались деньгами, выброшенными на ветер. Блестяще образованная дама, в совершенстве владевшая французским и другими европейскими языками, насаждавшая в своем учебном заведении для девочек культ благородных манер, она вынуждена была учить в Струковской школе детей, которых воспитывала улица. Это были сорванцы с цыганской Гусевки, городские полубеспризорники, огрубленные и растленные гражданской войной и сопутствующей ей разрухой.

Госпоже Бирюлевой было чрезвычайно трудно привыкать к новой атмосфере школы и, наверное, неслучайно поэтому ни ее старшая дочь Лидия, ни младшая Антонина не ступили на педагогическую стезю. И только правнучка закончила Старооскольское педучилище и работает учителем.

Революционная волна разрушила основы старой школы. Утрату фундаментальности и основательности образования как достоинств, присущих лучшим учебным заведениям, можно считать большой потерей, но вместе с тем революционная волна несла и положительное начало. Школа настоятельно требовала реформирования, и строителям новой жизни предстояло избавиться от рутины и косности, культивируемых самодержавием. Однако новая власть, разрушив старые стереотипы, начала быстро создавать новые, еще более пагубные. И лучшие учителя, видя тупиковый путь бригадных методов подготовки, других перегибов советской педагогики, старались нейтрализовать вред глупых и бесперспективных идей, руководствовались своим опытом, взяв ориентиром высокие демократические традиции, сохранив «страстную жажду к свету», что отличало всегда истинного народного учителя России.

Евгений ЕВСЮКОВ, фото из открытых источников и архива издательства «Ямская степь»

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.