«Гранд-Каньон»
26.05.2023
🖍Не обольщайтесь
Название места озвучила мне «коллега» по поездке в Репное, но сама также не смогла побороть страх холодной ночи в палаточном формате. «Друзья мои, — увещевал я, пытаясь вытащить народ в лес, — холодно – это минус 50 с ветром, а когда идут плюсовые температуры, то нет плохой погоды, есть плохое снаряжение и мало одежды». Но и дожди им чудились, и стужа. На том все и закончилось.
6 мая выехали в Урыв-Покровку и через два часа были на месте, расстояние от Старого Оскола 150 км. На берегу Дона нашли стелу в память погибших воинов 160-й стрелковой дивизии, павшим при форсировании Дона, на вершине холма увидели большой монумент-памятник красного кирпича погибшим героям при освобождении сёл Урыв, Сторожевое, Щучье, Урыв-Покровка и многих других – это места тяжелых боев, начало подготовки Острогожско-Россошанской наступательной операции, называемой историками «Сталинградом на Среднем Дону». Началось наступление войск 40-й армии Воронежского фронта 13 января 1943 года, но готовили его уже тогда, в августе 1942-го.
Местный житель, молодой совсем человек, откликнулся на нашу просьбу показать короткую дорогу до меловых скал и на своей машине вывел нас на окраину села, объяснив, как проехать.
Спустились с холмов к пойме реки, проехали около двух километров и увидели то место, которое искали. Интересный ландшафтный разлом на самом деле отдаленно напоминал некоторые пейзажи с фотографий Гранд каньона, но с большой натяжкой. Так что, едущие туда – не сильно обольщайтесь.
Длинный лог, начинающийся в вершинной части меловой дуги, змеёй извивается, спускаясь к Дону, словно гимнастка-великанша взмахнула своей гигантской ленточкой, да так ее тут и оставила. Меловые холмы в этом месте очень напоминают Казацкие бугры в Старом Осколе.
🖍Вспомнили подвиг
На вершине меловой горы, к которой вела добротная металлическая лестница с перилами, виднелся памятник Чолпонбаю Тулебердиеву, совершившему подвиг и ставшим героем Советского Союза в свои 20 лет. Памятник установлен на месте гибели героя. 6 августа 1942 года рядовой 636-го стрелкового полка Воронежского фронта Тулебердиев и его команда добровольцев из 11 бойцов под сильным пулемётным и миномётным огнём на лодке переправилась через реку Дон и взобралась по крутому обрыву на меловую гору, чтобы подавить пулемётную точку врага, мешавшую переправе войск. Но, находясь на открытой местности, подойти ближе 30 метров к огневой точке противника не смогла. Уничтожить ее вызвался Чолпонбай. Ему удалось подползти к дзоту на расстояние 4-5 метров. Раненый в правое плечо, израсходовав запас гранат, красноармеец Тулебердиев бросился на амбразуру и закрыл её своим телом, заставив замолчать вражеский пулемёт на несколько секунд. Этого небольшого времени хватило бойцам для уничтожения пулемётного расчёта и последующего захвата стратегического плацдарма.
Этот подвиг киргизского юноши обеспечил успех 160-й дивизии, которая перешла на правый берег Дона и несколько месяцев обороняла Урывский плацдарм. Чолпонбай Тулебердиев стал первым Героем Советского Союза в дивизии. Его похоронили с воинскими почестями на вершине Лысой горы у села Селявное-Второе Лискинского района Воронежской области, куда мы и проследовали по тропинке. Постояли молча, отдав дань памяти. Резал настильный ветер, и мы спустились вниз для установки лагеря.
🖍Песни у костра
По пути несколько раз исследовали меловые склоны, тщетно пытаясь найти меловую пещеру, которую кто-то пометил на карте в Интернете. Все облазили, мало-мальски предполагающее вход в пещеру, но ничего не нашли. Местные жители сказали, что пещеры тут отродясь и не было. Врут иногда Интернеты.
Поставили столовую и спальную палатки и, пока позволяла погода, двинулись вдоль Дона. Недолгий путь привел нас к меловым выходам, которыми образован почти весь правый берег Дона и которые являются спрессованными моренными отложениями древнего ледника, толкавшего породы своей подошвой при сползании в эти места в период великого оледенения. Честно сказать? Впечатлило несильно. Но природа, свежий воздух, мысли о приближение теплых периодов лета сгладили недополученные впечатления.
Вечер на Дону удивительно был хорош своим неспешным ритмом. Неподалёку от нас лагерем стояли Воронежские квадроциклисты. Бывшие в их составе рыбаки искали удачи, пытаясь поймать донскую рыбу, пару раз мимо нас проезжали группы молодых ребят на кроссовых мотоциклах. Гоняя по хребтам меловых склонов в рамках своих каких-то заездов, они достигали их вершин, демонстрируя виртуозное владение техникой. Даже шум моторов не напрягал, и, к великой нашей радости, поблизости не было пивных гоблинов, одним уже своим видом оскорбляющих взор. Приятно отметить, что памятник на месте гибели Тулебердиева в этот день посетило много туристов, самостоятельных и организованных групп — помнят люди тех, кто отдал свои жизни за нас.
Ужин сделал свое дело, я отметился коронным пловом, вечерний Дон разгладил свои морщины от ветра, а костер из привезенных с собой дров вперемешку с речными топляками расположил нас вокруг себя. Удивительно душевная атмосфера места сложилась сама собой, недымное пламя позволило исполнить главную задумку поездки – вспомнить тех, кто погиб в той страшной войне, отдать честь тем, кто сейчас защищает нас. Легко пелось под гитару. Песни военных лет, афганский альбом, современные военные песни – мои слушатели притихли, тексты, словно пальцы арфистки, нежно трогали тонкие душевные струны.
Ночевка в двухслойной палатке с подвесным спальным отделением, установленным на раскладушки, прошла комфортно, хотя за бортом было около двух градусов тепла. Утро, вопреки упадническим прогнозам тех, кто не поехал, выдалось солнечным и безоблачным.
🖍Боевая слава
После завтрака снимаемся, переезжая в район села Сторожевое-1, чтобы посмотреть меловые скалы и побывать на месте боев 25-й Стрелковой дивизии Воронежского фронта.
Сын и третья участница маршрута не были там ни разу, поэтому я решил за одну поездку достичь двух целей. Проехали село насквозь, немного попетляв по разбитым колеям, доехали до памятника воинам, павшим на Сторожевском плацдарме. Он выполнен в виде креста, на котором осколками из найденных здесь разорвавшихся боеприпасов выложен символ воинского подразделения и памятная надпись над пробитой каской нашего солдата. Их много, очень много там, этих чугунных игл смерти, косивших наших бойцов осенью 1942 года, штурмовавших позиции 2-й венгерской армии.
Прошли на вершину меловых отрогов, спустились вниз к реке, обойдя слева сам массив, и при хорошей погоде осмотрели природную красоту этого места. Оно стоит того, чтобы посетить его, просто шикарный вид! Но не оставляла мысль – как наши под обстрелами штурмовали эти высоты снизу? А наверху не дети с рогатками сидели, а фашиствующее отребье венгерских выродков, творивших лютые преступления на наших территориях. Они знали, что им конец, и оборонялись до последнего, не зря командующий войсками Воронежского фронта генерал-лейтенант Ватутин, наш земляк, приказал тогда: «Венгров в плен не брать».
С удовольствием отмечу, что на места боевой славы воронежские экскурсоводы привезли несколько организованных групп туристов на однодневную поездку, многие были с детьми, много людей приехали на своем транспорте, мы в том числе. Поучилось познавательно и патриотично – осмотреть природные достопримечательности и отдать дань памяти воинам, павшим за то, чтобы мы сейчас жили. Их нельзя забывать. Иначе мы людьми перестанем называться, ибо уважение к живым начинается с уважения к памяти мертвых.
Скалы и природная красота завершили нашу поездку, пора было домой. Урыв-Покровка и Сторожевое – это рядом. Не поленитесь, съездите, обогатите свой мир, покажите его детям, оторвитесь сами и оторвите их от гаджетов, бессмысленно поглощающих время жизни. Подробнее о Сторожевском плацдарме и других интересных местах вы можете прочитать на моем Дзен-канале «Туризм и философия. Житейские истории», так и набирайте в поисковике.
Путешествуйте, ищите широкие смыслы в этом, растите духовно. Мира нам всем, здоровья, побед.
С уважением, Константин НОВИКОВ
Обсуждение закрыто.