На параде победителей
26.05.2023
Впрочем, допускались исключения по отдельным из положений – когда заслуги требовали индивидуального подхода. Саперу Плотникову было, например, более 40, однако его включили в праздничную колонну. Видимо, орден Славы убедил в том, что Плотникову надо непременно пройти в строю, который запечатлеют фотографы и кинооператоры. Так и стал он одним из губкинцев, принявших участие в параде в июне 1945 года. Правда, Степан Ефимович поселился в Губкине, уже когда вышел на пенсию. Его сын – Сергей Степанович – работал в Губкине заместителем управляющего трестом «КМАрудстрой», и он перебрался к нему с Донбасса. Став седьмым по счету губкинцем, сохранившим в памяти эпизоды своего участия в параде 24 июня 1945 года.
Кто же остальные шестеро? Есть что сказать о них. Иван Васильевич Ануприенко не ожидал, что окажется участником знаменательного события. Его личные встречи глаза в глаза с врагом произошли в начале Великой Отечественной войны. Пулеметчиком на западной границе Советского Союза давал он отпор врагам. Получил тяжелое ранение. После длительного лечения к прежнему назначению его уже не вернули. Здоровье не позволяло ходить в атаки и контратаки. Поручили ему готовить настоящих воинов из курсантов, что пришли в военное училище, зачастую не нюхав пороха. Должно быть, основательно готовил, если представителей училища допустили до участия в параде. С ними был и Иван Васильевич, воспитатель военных кадров, настроенных на победу. Демобилизовавшись из армии, Ануприенко поселился в Губкинском районе. Здесь посвятил себя новой воспитательной работе – в качестве судьи он наставлял на верный путь тех, кто с него сбился.
Из Старооскольского района Михаил Ефимович Михайлов, воевавший артиллеристом, в Австрии закончивший войну. Старший сержант Михайлов вместе с другими из той же части был срочно переброшен в Подмосковье. Там предупредили о параде, готовность к которому – через месяц. В послевоенные годы Михайлов, как говорится, нашел призвание в черной металлургии. В коллективе комбината «КМАруда» стал участником достижений, благодаря которым крепла экономика страны.
Василий Иванович Соловьев также был тесно связан в мирное время с Губкином. На парад Победы был зачислен как кадровый офицер. Еще до войны он выбрал профессию военного человека. Лейтенантом попал на фронт – в 1943 году (ранее служил в Забайкалье). Командиром стрелковой роты прошел от Украины до Германии. Когда после военной службы (распрощавшись с фронтовиками, обучал он молодое пополнение, пришедшее им на смену, уже после окончания войны) срок пришел уволиться из армии, выбрал город Губкин. Его «малая родина» по соседству – Пристенский район Курской области. Отдел культуры горисполкома стал местом его работы. Затем занимал и другие должности в городе горняков.
Михаил Васильевич Веретенников (1924 года рождения) ушел воевать из деревни Йотовка (сейчас — микрорайон Губкина). В 1943 году, когда город освободили, получил повестку из военкомата. Жизнь во временной оккупации (а скорее – существование) обязала воевать по-настоящему. И это оставило свой след в биографии Веретенникова – водителя тягача артиллерийского тяжелого орудия, способного супостатов доставать на дальнем расстоянии и разносить даже прочные укрепления. Тыл прибавлял в поставках современных вооружений, и Михаил Васильевич Веретенников с полевой почтой отправлял вести своей родне из краев, все более отдаленных от Центрального Черноземья – из Брянской, Смоленской области, Белоруссии, Прибалтики, а затем из Восточной Пруссии. 24 июня 1945 года Веретенников вел тягач, увлекая вперед орудие, не для боя, а для парада – по брусчатке главной площади страны. Страны, что спасла планету от дикарей в современном облике – более страшных тем, что убивали не по темноте, а во имя преступных своих идей. На мундире водителя тягача сияли орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
Федор Никитович Крылов (1925 года рождения) также в армию был направлен после освобождения Губкина и района. Жил он в селе Скородном. Там и получил повестку, которая привела поначалу в подразделение, где новобранцев готовили в разведчики. Крылов старался усвоить все, понимая, как это важно – выполняя свою задачу, остаться в живых. Ведь донесения от разведчика не только ему нужны. Добытое им подчас сильнее пушки и миномета. В декабре 1943 года впервые была отмечена правительственной наградой его способность вести разведку скрытно и эффективно. В Житомирской области после поиска Крылов вернулся и доложил с указанием точных координат, где наблюдательный пункт фашистов и где они группируют танки для дальнейшего прорыва. Залпами артиллерии все это было тут же разбито и сожжено. Медаль «За боевые заслуги» Крылов заслужил. А орден Славы III степени — за то, что совершил он в Восточной Пруссии. В наградном листе Федора Крылова отмечено: «Действуя с бригадной разведкой 266-го артполка, метким огнем своего автомата расстрелял 10 немцев. Когда снарядом противника был выведен из строя расчет 6-й батареи, взял на себя инициативу, открыл огонь из орудия, подбил один бронетранспортер, чем обеспечил выполнение задачи полка». Крылов по праву был назначен для участия в параде, подчеркнувшем лучшие качества победителей. После того как пришла возможность вернуться к созидательному труду, Федор Никитович возвратился в родное село Скородное. Нелишним там было его участие в обустройстве жизни земляков в послевоенные годы.
Василий Михайлович Хаботкин (1923 года рождения), уроженец деревни Шорстово Губкинского района, форму красноармейца начал носить уже в июне 1941 года. Как только среднюю школу окончил, так его и призвали в армию. Служил в дивизионе противовоздушной обороны – командовал расчетом пулеметчиков. Находился в их распоряжении крупнокалиберный пулемет. Расчет огнем срывал заходы вражеских авиаторов, намеревавшихся сбросить бомбы на расположения наших войск. Это было его боевой задачей. И, как правило, удавалось успешно ее решать. А бывали такие случаи, когда угроза и с воздуха нависала, и на земле поднималась в рост. Именно так случилось в сентябре 1943 года на территории Брянской области. Очередями из пулемета Хаботкин предотвратил прицельную бомбежку, для которой летели немецкие самолеты, но тут беда надвинулась внизу. Вычислив, где находятся советские пулеметчики, их начали окружать гитлеровские вояки сухопутных подразделений. Хаботкин взялся за винтовку и упокоил семерых из них. За находчивость и стойкость в том бою получил он свою первую награду – медаль «За отвагу». И вот, теперь уже в Белоруссии, в июле 1944 года у командира дивизиона новое основание указать в наградном листе, что его подчиненный – пример того, как следует воевать: «Товарищ Хаботкин проявил смелость, мужество и отвагу. Под минометным и автоматным огнем противника расчет Хаботкина уничтожил пулемет с прислугой, склад с боеприпасами и наблюдательный пункт противника и одновременно дал возможность продвигаться соседним пулеметам. Достоин правительственной награды – ордена Славы 3-й степени». В феврале 1945 года, когда сражались в Польше, у Хаботкина прибавилась еще одна высокая награда – орден Красной Звезды. В обосновании награждения: «…Пулеметный расчет гвардии старшего сержанта Хаботкина отбивал ожесточенную атаку немецкой пехоты. Его пулемет уничтожил до 15 немецких солдат. Все время товарищ Хаботкин находился на своем боевом посту, умело и мужественно руководил огнем своего пулемета». В апреле 1945 года, непосредственно на подступах к Берлину — снова повод к награждению. В ходе отражения атаки, в которой противник явил упорство, Василий Михайлович для того, чтобы быстрее покончить с сопротивлением оборонявших логово фашизма, выдвинулся вперед, проявляя инициативу. Пятерых, присягавших фюреру, он отправил в безвозвратные потери немецко-фашистских сил – очередями из ручного пулемета, темп нападения стал ломаться. После полной капитуляции Третьего Рейха двадцатидвухлетний гвардеец Хаботкин заслуженно стал кандидатом на участие в параде в честь такого эпохального события. Когда вернулся домой, его избрали председателем правления колхоза, потом был директором кирпичного завода, председателем исполкома Баброводворского сельсовета.
Безусловно, ко Дню Победы его настроение поднималось не только от ощущения праздничной обстановки, но и от того, как прошел парад, подчеркнувший победу СССР над фашистской Германией и над теми, кто всемерно ее поддерживал. В демонстрации силы духа, воинской выучки и показе современных средств вооружения как бы звучало предупреждение потенциальным в будущем агрессорам: остановитесь, не зарывайтесь…
24 июня 1945 года в параде Победы на Красной площади в Москве чередовались сводные полки от 10 фронтов, наркоматов обороны и военно-морского флота, представители военных академий и училищ (включая суворовцев и нахимовцев), войск Московского гарнизона – всего более 35000 человек (из них 15000 фронтовиков). Было представлено на параде 1850 единиц различной военной техники. Под дробь барабанов летели наземь знамена фашистских соединений, перед которыми когда-то трепетали иные покорившиеся страны.
Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин
Обсуждение закрыто.