Положительный эффект
30.06.2023
Путь правоохранителя
Алексей Чувакин пришел в старооскольское УМВД в 2001 году. Начинал с должности оперуполномоченного в отделении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков — сперва оно существовало при уголовном розыске, потом было выделено в отдельную структуру. А в 2003 году появился Госнаркоконтроль — самостоятельный комитет по контролю за оборотом наркотиков, куда и перевелся начинающий сотрудник. Начальником на тот момент был Иван Голдобин, к которому Чувакин пришел на собеседование.
— Как у настоящего оперативника, первый его вопрос касался перспектив раскрытия преступлений. Поинтересовался об оперативных наработках, поскольку служба была специализированной. Основной уклон — на выявление тяжких и особо тяжких преступлений, групповых, организованных форм преступности, изъятие крупных партий наркотиков. Я рассказал о том, какие имеются оперативные позиции, над чем работал в тот момент и какие дальнейшие планы, — вспоминает Алексей Леонидович.
Поначалу он работал в должности старшего оперуполномоченного, затем — старшего оперуполномоченного по особо важным делам. Стал заместителем начальника ФСКН в Губкине (обслуживались два района — Губкинский и Прохоровский, — прим. авт.), а в последующем — на протяжении восьми лет — начальником. Поскольку в 2016 году случилась реорганизация ФСКН (она была объединена со службой УМВД, — прим. авт.), Алексей Леонидович вернулся в Старый Оскол, где поначалу был старшим оперуполномоченным, в конечном итоге занял кресло заместителя начальника отдела наркоконтроля УМВД России по г. Старому Осколу.
Маковая эпидемия
Засилье наркотиков — бич и прошлого, и настоящего. В «нулевые» старооскольский Госнаркоконтроль был мощным заслоном в борьбе с преступностью подобного рода.
— Развиваться было просто. Иван Андреевич Голдобин – руководитель с большой буквы, он давал возможности, в том числе и для оперативного творчества. Примером, опытом помогал сотрудникам совершенствоваться в профессиональной деятельности, — рассказал подполковник полиции.
Чтобы снизить число потребителей наркотических средств, необходимо было ликвидировать сбыт. Фаворитами в те годы у злоумышленников были героин, ацетилированный опий — в наркоманской среде его попросту именовали «черняшкой», марихуана, маковая солома.
— Мак и конопля росли в большом количестве. Произошел плавный переход из 90-х в 2000-е. Большой наркотизации населения не было, поэтому тот же мак выращивали больше в личных целях — для изготовления хлебобулочной продукции, коноплю — для борьбы с насекомыми. Со временем пошли миграционные процессы, стало расти количество наркопотребителей. Они знали, какой именно нужно собирать мак, чтобы получить наркотик. Кто-то запретное вещество сеял на своих участках, иные находили заброшенные места. Аналогичная ситуация и по конопле. Так начался рост потребления, вовлечение в потребление наркотиков. Люди пришли и к тому, что это еще и способ заработать криминальные деньги. Вырос сбыт. В связи с этим и назрело появление такой службы, как ФСКН, — вспоминает Чувакин.
Его зоной ответственности была юго-западная часть города. Во многих микрорайонах проживали ранее судимые, которые и сплачивали «единомышленников» вокруг себя. В преступную паутину впутывали не только освободившихся из мест не столь отдаленных. Открыть дверь в мир криминала аморальные личности склоняли и молодежь.
Вовлекая человека в наркосреду, выкачивали деньги и за его счет сами употребляли.
Магнитом для антигероев были микрорайоны Рудничный, Лебединец, Приборостроитель, Интернациональный.
Криминальная карусель
Ради дозы наркоманы были готовы на все. Бывало, родители закрывали чадо дома, дабы оградить от общения с криминальным элементом. И чтобы-таки добыть «запретный плод», люди выпрыгивали из окон вторых, третьих этажей, выносили имущество из квартир — видеоплееры, музыкальные центры, телевизоры…
— Документируя деятельность наркопритонов, мы старались обращать внимание на содержимое квартир. Обменивались информацией с сотрудниками уголовного розыска. Была вероятность того, что вещи краденые и объявлены в розыск. Прослеживалась и тенденция, когда с теми, кто содержал притон, расплачивались не деньгами, а имуществом, — рассказал собеседник.
Наркоманам — бой
Квартир с криминальной «начинкой» хватало. Это безрадостное соседство для тех, кто проживал рядом и постоянно замечал в подъездах шприцы и специфический запах. Нелицеприятный антураж — беда не единственная. Антиобщественные личности, находясь в состоянии наркотического опьянения, пугали детей.
— При изготовлении веществ использовали ацетон, другие растворители. В летний период запах ощущался в особенности. Мы беседовали с жильцами, выясняли, что за квартира. Бабушки всегда знали, кто где проживал, кто к кому приходил. Старались противодействовать, потому что наркоманы доставляли людям ужасный дискомфорт. Зачастую звонки поступали на телефон доверия, — подчеркнул подполковник.
Способы распространения запрещенных веществ были разные. В основном — из рук в руки. Тот же героин упаковывали в фольгированные свертки. А марихуану порой передавали через отверстие дверного глазка. Запомнился Чувакину и иной находчивый наркоман, который по веревке поднимал деньги в окно, а потом таким же методом передавал наркотик покупателю.
И другие наркотики
Ценили в наркосреде и семена мака. Они «пришлись по вкусу» наркоманам приблизительно с 2006 года.
— Этот вид наркотика пошел повально. Особо ушлые даже торговали им на рынках. Проводилась профилактическая работа, изымались крупные партии, — делится страж порядка.
Позже появился «крокодил», он же — дезоморфин. Это настоящая убойная сила.
— На месте инъекций появлялись язвы, раны гноились. Наркотик очень пагубно воздействовал. Тогда в регионе был введен ограниченный отпуск лекарств, из которых можно приготовить наркотик — не более двух упаковок в руки. Спустя год аналогичное постановление приняли на федеральном уровне.
Синтетическая беда
Примерно с 2013-2014 года новую нишу заняли синтетические наркотики — так называемые «соли». Метод сбыта «из рук в руки» вытеснили «закладки». Теперь покупатели не контактируют напрямую с дилером. К слову, «первопроходцами» стали приезжие из других стран. Со временем подтянулись и местные жители. Работать стало тяжелее. Поначалу полицейские и вовсе не понимали, с чем имели дело. Со временем были изучены запрещенные компоненты. Вещества — самые разные. Как и последствия. В 2019 и в 2022 годах выросло число смертельных исходов от потребления метадона, по свойствам он еще сильнее, чем героин. К нам поступал из других областей.
Слабое звено
Чаще всего в поле зрения правоохранителей попадает низшее звено — «закладчики». «На работу» они устраиваются через так называемые «магазины». С ними в дело вступают операторы, курьеры… Действует целая криминальная иерархия. Если «закладчиков» задерживают часто, то пока добраться до тех, кто занимается организацией процесса, — задача не из простых.
В одной связке
По словам подполковника полиции, специфика работы в Госнаркоконтроле и в отделе наркоконтроля при УМВД отличается. Если раньше сотрудники ведомства работали по одному направлению без отвлечения на охрану общественного порядка и преступления, не связанные с наркотиками, задействуя исключительно свои силы, то сейчас — в системе УМВД — взаимодействуют с другими структурами — ДПС, ППС — что дает еще больший положительный эффект. Количество выявленных преступлений выросло.
Кристина ГОДОВНИКОВА, фото предоставлены пресс-службой УМВД
Цифры:
За 5 месяцев текущего года сотрудниками УМВД России по г Старому Осколу выявлено более сотни преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Большая часть — по фактам сбыта наркотических средств. Свыше чем на 50% увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Раскрываемость данного вида преступлений составила более 90%.
Кроме того, в текущем году составлено 116 административных материалов по фактам употребления наркотических средств без назначения врача.
Обсуждение закрыто.
