Новости Оскола » Blog Archives » Голос над Орлик-рекой
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Голос над Орлик-рекой

29.09.2023


Богословка — родная тем, кто слова для гимна подобрал. Река Орлик – рукой подать. Солнце над Орликом обязательно, если погода ясная. Колосья в полях колышутся, пока не прошла уборка. Всё это так и есть. А надо России услышать голос такого небольшого поселения, от которого мало чего зависит в экономике не только что России, но области и района? Надо! Потому как разговор об экономике постоянно на слуху. Экономика -способ ведения хозяйства. Стало быть, подспорье для людей. Но вот о том, как живется людям, особенно на селе, обсуждений не так уж густо. Хотя даже небольшое поселение для постоянных жителей – пространство размером в жизнь. Из общероссийских данных: в 13,2 тысячи поселений на территории Российской Федерации от 11 до 25 постоянно живущих в них, в 42,4 тысячи поселений не более 6 постоянных жителей. Не используются по назначению 76,3 миллиона гектаров земель сельхозназначения.

Появляются предложения трудиться вахтой на тех полях, где местных пахарей не осталось. Но предложить легко. Труднее найти желающих. Кто ушёл, тот вряд ли и вернётся. Село – это образ жизни, который разъять нельзя. Об этом – в заметках Лидии Тюпиной, на протяжении разных лет сделанных в Богословке. В них отразила беседы, что проводила в школе (в Богословской школе она работала старшей пионервожатой, учителем русского языка и литературы, завучем, организатором внеклассной и внешкольной работы), в экскурсиях по музею Владимира Раевского, народного просветителя эпохи самодержавия (заведовала музеем после десятков лет педагогического труда), а кроме того, и в книгах (в том числе и в обобщающем издании «Летопись села Богословка»). В сведениях, собранных старанием Лидии Афанасьевны и тех, кого она настропалила своё драгоценное время отдать краеведческому поиску, – о первых и последующих председателях исполкома местного Совета, председателях колхоза «Верный путь», руководителях МТС (машинно-тракторной станции), школы, ветлечебницы, медпункта, а также библиотеки.

🖍Более тысячи экспонатов
Какое мнение составляется из описаний Богословки? Село от города отличается тем, что в сельской местности нет тех служб, чьи услуги можно бы купить для того, чтоб наладить свой личный быт, когда самому не справиться. Тут с просьбами – к землякам. Потому теснее отношения и бóльшая открытость для людей, чем это бывает в городе. Так в будни. Да и в праздники- куда? Конечно, на совместное веселье, где, опять же, многие мастера песни, пляски, шуток-прибауток и ведущие развлечений – не по профессии, а попутно – по природным своим способностям. Значительный материал о старинных обычаях и традициях, присущих именно Богословке, собрано Лидией Тюпиной для представления молодёжи. И с помощью молодых, которых ещё в школе вовлекла в школьный краеведческий кружок. Да и потом, заведуя музеем, который находится в Богословке, этого занятия не оставила – ею собрано для музея более 1000 экспонатов, зримо и наглядно раскрывающих, как когда-то жили богословцы. Там не только вещи. Есть и свидетельства старожилов, расспросы которых она вела продумано и в системе. Переняла манеру у своего наставника, Александра Борисовича Шаталова. Он в местной школе преподавал математику с 1917 по 1977 год. Любознательный человек, тщательно изучал то, что рядом происходило, и, насколько было то возможно, углублялся в давно минувшее. В 2022 году в Губкинском округе отметили 125-летие со дня рождения краеведа Александра Шаталова.

В «Календаре знаменательных и памятных дат Губкинского городского округа на 2023 год» значится: 22 сентября – 95 лет со дня рождения Тюпиной Лидии Афанасьевны. Больше десятка лет, как прервалось её земное пребывание. Но не забыто то, что внесла она в упрочение настоящего понимания значения «малой родины» в человеческой биографии. Важно ли это? Да! Никогда таких перемещений, как обозначились в современности, ещё не было в тех местах, где выпало ей родиться. Освоение недр на КМА, ударные объекты индустрии в других сторонах страны позвали к себе людей, проживавших в той же Богословке. Село теряло человеческий ресурс, и надо было предпринимать меры, чтобы у него не исчезли всякие перспективы. Как отмечала Тюпина в качестве краеведа, отток заметно ослабили электрификация села, строительство дороги с твёрдым покрытием, что надёжно связала с районным центром, а также газификация.
Холодильники, стиральные машины облегчили заботы в доме. Телевизоры принесли кинокартины в комнату. Природный газ освободил от заготовки дров для зимнего обогрева. Твёрдая дорога придала уверенности в том, что если надо, то можно выехать на автобусе (согласно расписанию), на личном автомобиле (вне всякого расписания) на областную трассу. А по ней – хоть южней, хоть северней, хоть в Белгород, хоть в Москву. Не заперт в своем углу! Да и угол уже не угол, а географическая точка, равная остальным по своим основным возможностям. А в чём-то даже превосходящая. Потому как чище воздух, чем там, где промышленные гиганты, ближе душе и сердцу окружающие пейзажи, теснее круг знакомых и друзей. Лишь бы внешнее влияние не встало этому поперёк.

🖍Пусть будут перспективными
О том, как важно не отгородиться от людей арифметическим подсчётом, жгуче в рассказе Василия Белова, известного советского писателя. По сюжету кадровый офицер, далеко уже не молодой, долго не гостивший в Каравайке, в деревне, где вырос он, однажды собрался в путь – туда, где осталась юность. От железнодорожной станции добирался в кузове попутного ему грузовика. При приближении к Каравайке решился пройти пешком – готовился к встрече с ней. «Он то смотрел в небо, то опять закрывал глаза и не торопился, отодвигая счастье встречи с деревней. Каравайка была в двух километрах отсюда. Он думал о том, как задами, через прогон выйдет к дому, в котором жила соседка – дальняя родственница матери… Чем ближе была деревня, тем больше роилось воспоминаний и тем острее была нежность к этой земле». И какое же было потрясение! Поднялся на косогор, на котором издавна стояла родная его деревня, а Каравайки… нет. Остались только руины. Далее в тексте так: «Никто не услышал, как на гулкий широкий лист лопуха, теряя свинцовую свою тяжесть, бухнулись две холодные слезы». Дорогу в порядок не привели, и постепенно села не стало. Для кого-то очень дорогого.

Место жительства – это больше, чем учётная единица административного деления. Это судьба людей. Писатель не придумал ситуацию, которую изложил в рассказе. В 1968 году вышло в СССР постановление «Об упорядочении строительства на селе». Предлагалось ускоренно обустраивать перспективные сёла. Туда и стали бросать финансы и строительный материал. Неперспективные не могли рассчитывать на поддержку из бюджетов различных уровней. Да и на собственные средства не всегда получалось приобрести необходимое для ремонта или же для строительства. На недоумение был ответ в виде рекомендации – переселяться в перспективные села. Но в «примаки» к соседям не спешили. Если срываться с места — так в крупные города, где всё уже наготове из набора благ цивилизации! Вот туда и начали уезжать, оставляя свои дома на постепенное разрушение.
В 1973 году тему предложили к рассмотрению на одной из всероссийских конференций. На ней прозвучали выводы о том, что сложившаяся веками сеть сельского расселения – то национальное богатство, которое не должно утрачивать своего значения, даже если цели благовидные. Правильные слова о том, что населению решать, уходить от своих родных корней или же их укреплять, наращивать, не смогли остановить процесс. Слишком бурно он пошёл. Да и нередко где-то на местах очень субъективно по инерции продолжали смотреть на то, что перспективным поставить плюс, а неперспективным – минус. Где земля, там должен проживать тот, кто взялся землю обрабатывать.

С таким усердием обрабатывать, чтобы и внукам поле послужило! Не с калькулятором, а с крепкой убежденностью, что родная земля милей, что люди одной истории, одних традиций, одной культуры вправе на «малой родине», а не где-нибудь в скитаниях по свету получать возможности к развитию, провела служение Богословке Лидия Тюпина. В 1998 году получила она награду за проведённую работу – знак Российской Федерации «За достижения в культуре». Ради справедливости отметить, по Белгородской области и в других районах своевременно проявили своё старание подобные «летописцы» и сегодня по России отмечается, что наша область – в списке регионов с относительно лучшим качеством проживания на селе, всего 18 таких в нашей стране. Надо надеяться, станет больше. Перед сельхозпроизводством страны поставлена серьёзная текущая задача: к 2024 году экспорт сельхозпродукции увеличить в 2,2 раза по сравнению с 2018 годом. Разве это не предполагает, что всякое сельское поселение должно быть перспективным?

Записал Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.