Нарядные и эксклюзивные
26.11.2023
Прямиком из Северной Столицы
В этот раз витрины пополнили куколки из Санкт-Петербурга. Наряды статных особ — самые разнообразные, те, что когда-то носили в Рязанской губернии, Тамбовской, Тульской, Воронежской, Орловской и др. Все фигурки — ручная работа участниц этноклуба «Параскева», которые с удовольствием предоставили для показа своих барышень.
Уровень мастерства питерских рукодельниц — высочайший. Их этнологический клуб — основанная в 1986 году общественная организация, где изучают традиционную культуру, конкретно — десять видов ремесел. Руководитель — Марина Макарова. Это первый в России клуб, который занимается исследованием и реконструкцией народных промыслов, включая тряпичную традиционную куклу. С 1992 года организация работает в тесном взаимодействии с Российским этнографическим музеем.
Педагог клуба по тряпичной кукле — Ангелина Бобок. В это направление погрузилась в 1996 году. Стартовой площадкой стала Ленинградская областная общественная организация социальных программ «Центр женских инициатив». С 1997 года мастер перешла в клуб «Параскева». В 2013 году возглавила его творческую группу. За 10 лет совместными усилиями создано семь уникальных коллекций. Куклы экспонировались на выставках и фестивалях в разных городах России и за рубежом. Не единожды занимали призовые места на всероссийском фестивале «Русский костюм на рубеже эпох» в Ярославле. Более того, о работе творческой группы клуба рассказали на международной научной конференции «Мода и дизайн» в 2019 году.
Тряпичные гости
В Старый Оскол куклы прибыли сразу после выставки «Пуговки литые, петельки витые», которая проходила в Санкт-Петербурге в государственном комплексе «Дворец Конгрессов» с 14 по 18 октября. В витринах временно расположились сразу три текстильные коллекции: «Бабий хомут», «Голь перекатна, а фата канаватна», «Домотканая песня Русского Севера». Ангелина Бобок является руководителем всех проектов. Участники — Наталья Сорина, Елена Курылёва, Елена Куцулина, Светлана Лялина, Елена Кузнецова, Людмила Новицкая. И их выставочная коллекция невероятно красива.
Между прошлым и настоящим
«Бабий хомут» — это яркость и неповторимость русского женского традиционного народного костюма средней и южной России. Здесь носили поясную одежду — юбки, поневы. Что и отразили в работах мастерицы. Создавая своих кукол, они учитывали конструкции, размеры, образы, пропорции, бытовавшие в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Орловской и Воронежской губерниях в конце ХIХ — начале ХХ века. Умелицы тщательно изучали и цветовые решения, то, как моделировали тогда и чем украшали одежду. А это распашные и «глухие» шерстяные поневы, поневы с подтыком, сатиновые юбки и т.д. На имитацию образов шли домотканые и фабричные материалы. Разнообразна и отделка — лоскутное шитье, вышивка, ткачество, бисероплетение, гофрирование.
Загляденье и куклы из второй коллекции «Голь перекатна, а фата канаватна». Это женская праздничная одежда центральных и северных районов России ХIХ — начале ХХ века. Коллекция — сказочная. Наряды сшиты преимущественно из дорогих натуральных тканей. Декор — золотная вышивка, позумент, металлизированная бахрома, шелковые ленты. Вся эта роскошь для того, чтобы придать костюму пышность и величественность. Не менее нарядны и головные уборы, вышитые золотом, бисером, жемчугом, перламутром. В качестве декора — пайетки, стразы, цветные стекла и фольга.
Еще одна коллекция — «Домотканая песня Русского Севера». На куколках одежда из старинных льняных тканей, сотканных еще крестьянскими мастерицами из прядёных вручную в деревнях на самодельных станках льняных и конопляных нитей. Цветовая гамма на севере — оттенки красного и синего. Применялись такие виды ткачества, как пестрядь, ремизное и браное. Первый вид простой. Это переплетение цветных нитей, которое образует несложные рисунки — полосы и клетку. Самой сложной считается браная техника. Уникальные геометрические узоры получаются как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Бранину применяли для украшения передников, рукавов или подола рубах.
Посмотреть, во что одевались наши предки в различных губерниях, можно до 9 декабря. Вход на выставку — свободный.
Кристина ГОДОВНИКОВА
Обсуждение закрыто.