Домофонный скандал
11.12.2023
🖍Персональные данные
Всему виной — конфликт, который случился между руководителями домофонных организаций. К примеру, ООО «Домофон», в случае если жители решили перейти в другую фирму, прежде чем передавать ей дома, запрашивает полный пакет документов. Но другие компании ограничиваются лишь перечнем домов, взятых на обслуживание. Однако подтверждающая документация, на основании которой начисляется абонентская плата, не прикрепляется. И данные письма, по мнению руководства «Домофона», носят ознакомительный характер, не более того.
Но если обратиться к букве закона, а именно к закону «О персональных данных» и Жилищному кодексу Российской Федерации, реестры голосования или бюллетени содержат информацию, которая является персональными данными и поэтому ознакомиться с итогами голосования могут исключительно собственники помещений дома, где проходило собрание. Передача этих бумаг «третьим» лицам без разрешения собственников, а при голосовании вопрос о разрешении передачи этих данных руководству ООО «Домофон» не значится, незаконна и грозит серьёзными санкциями и штрафами со стороны надзорных органов. Эта документация направляется только в РАЦ для законного включения начислений абонентской платы.
В РАЦ состоялось совещание руководителей домофонных компаний, на котором была принята договорённость о направлении в ООО «Домофон» уведомлений и итоговых протоколов собраний собственников. Изначально руководитель РАЦ был не против того, чтобы фирмы передавали всю документацию в ООО «Домофон», но после более детального ознакомления с законностью передачи третьим лицам реестров и бюллетеней, содержащих персональные данные, изменил позицию. Что касается Департамента ЖКХ администрации, он целиком и полностью отстранился от проблемы.
🖍Третья сторона медали
После выхода материала в газету обратился директор ЗАО «Осколтелеком» Игорь Микуляк и высказал свою позицию по поводу случившегося. В его компании на обслуживании около 90 подъездов. Абонентская плата — 30 рублей. И за эти минимальные деньги, утверждает Игорь Владимирович, его фирма оказывает те же услуги, что и «Домофон», у которого услуга стоит 70 рублей. Аналогично, к примеру, бесплатно меняет старое оборудование на новое.
— Пройдите в микрорайоны Южный, Дубрава, Королева… Все замечательно работает, — говорит Игорь Владимирович. — Что касается услуги в целом, в большинстве случаев установленное оборудование не относися к общедомовому имуществу. Очень мало домов, где домофон предусмотрен проектом или передан жильцами в общедомовое имущество. И по тем немногим адресам в квитанциях нет строчки «домофон». Цена входит в обслуживание самого дома, как, к примеру, в микрорайонах Степной, Дубрава. В таких домах Управляющая компания самостоятельно вправе заключать договор с домофонными службами. Проведение собраний собственников не требуется. Но таких микрорайонов в городе крайне мало.
Во всех остальных случаях, поскольку «домофон» не входит в перечень необходимых для содержания жилья услуг, таких как электричество, вода, газ, и не связан с содержанием и ремонтом общего имущества в доме, считается «дополнительной» услугой. И так как у коммунальных квитанций особый юридический режим, то для изменения этих квитанций путем добавления или изъятия «дополнительных» услуг, необходимо согласие собственников, которое можно получить исключительно на общем собрании дома. После этого протоколы с подписями инициатора и представителя домофонной компании необходимо передавать в РАЦ. Структура на основании документов включает строчку «Обслуживание домофона» и перечисляет деньги той или иной компании. ООО «Домофон» размещает на своем сайте договор оферты и на основании этого просит структуру, которая занимается рассылкой квитанций, включить себя. Если человек оплачивает, значит, он прочитал договор и согласен с условиями, что в корне неверно. В большинстве случаев люди не заключают никакого договора с ООО «Домофон», и в целом данная услуга не подразумевает возможности договора-оферты, — полагает Игорь Микуляк.
🖍Что разъясняет прокуратура
В обоснование своих слов собеседник привел разъяснение генеральной и областной прокуратуры, размещенное на официальном сайте данных ведомств. Информация о порядке взимания платы за домофон с жителей многоквартирных домов звучит так: «В случае же, если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание запирающего устройства (домофона), то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с Управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона. Такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от конструкции взаимоотношений принимается в порядке, предусмотренном статьями 44 — 48 ЖК РФ, или в порядке, предусмотренном главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда ЖК РФ не предусматривает возможности принятия таких решений. В указанном случае тариф на обслуживание домофона, в том числе порядок его изменения, а также порядок внесения платы за такое обслуживание устанавливается в договоре между организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, и собственниками помещений в многоквартирном доме или по их поручению с Управляющей организацией».
🖍Добровольно
По словам Микуляка, «Осколтелеком» доводит информацию до жителей исключительно посредством общедомовых собраний.
— Мы обходили много домов, квартир. Объясняли людям преимущество наших услуг. Например, устанавливаем не только обычные домофоны, но и «умные». Функционал — обширный. Любой человек может получить пароль, установить на телефон программу и получить доступ онлайн. Архив видеозаписей хранится до пяти дней. Мы включили и городские камеры. К примеру, можно посмотреть, как проходит установка городской елки на площади Победы. Чтобы подключить «умный» домофон не обязательно быть клиентом «Осколтелекома». Функционал будет доступен даже с помощью мобильного Интернета, — рассказал Микуляк. – Наша техника уже помогла раскрыть несколько преступлений и найти виновников дорожно-транспортных происшествий.
Если жителям не нравится одна фирма, они вправе заключить договор с любой другой. Переходили в «Осколтелеком» и от организации «Домофон». После собрания, которые проходят в очно-заочной форме, документы переданы в РАЦ.
— Как нам кажется, видя, что «Домофон» начал терять клиентуру, самостоятельно прекратил отношения с РАЦ и заключил договор на внесение своих услуг в квитанцию РРКЦ. Мы звонили туда, сообщали, что дома, людям которых начали приходить квитанции от ООО «Домофон», находятся на обслуживании у нашей организации с момента, когда еще платежи находились в квитанциях РАЦ и перечень документов был получен руководством «Домофона», интересовались, куда теперь отсылать документы. На что последовал ответ, что поскольку у нас нет договорных отношений, бумаги необходимо направлять в «Домофон». По их заявлению он и вычеркнет тот или иной дом, но, как мы понимаем, «Домофон» вычёркивать уходящие от него дома не планировал изначально и не планирует в будущем. Также Интересно, почему были включены дома в платежку? РРКЦ объяснил, что на основании письма с перечнем домов, предоставленного «Домофоном». Это несерьезно. Напрашивается вывод, что любая организация может направить выдуманный реестр и на основании этого жителям можно начислять плату за услугу. А если не глядя человек ее оплатит, выходит, он подтвердил договор, размещенный на сайте. С учётом, что в квартирах очень часто живут пожилые люди, которые впервые слышат о каком-то «Договоре оферты» и о том, что они с кем-то заключили договор, ни разу не видя в глаза, что за договор, что там написано и какие условия. Договор на сайте можно менять каждый день, придумывая любые пункты и потом говорить, что люди с этим согласны.
Также очень часто жители дома, где проходило собрание, обращаются в ООО «Домофон» с вопросом, почему они так и не убрали свои начисления, хотя жители дома выбрали другую обслуживающую организацию и всегда из телефонной трубки на другом конце звучит один и тот же ответ: «Нам всё равно, что вы там у себя провели, у нас договор на сайте, и платить вы будете нам».
Почему такое отношение руководства ООО «Домофон» к жителям нашего города, можно только гадать — рассуждает Игорь Владимирович.
🖍Двойные начисления
Не поставила точку и инициированная «Домофоном» встреча в РАЦ, где по итогу принято решение, что при переходе жильцов от «Домофона» в другую компанию все ключевые документы должны передаваться в РАЦ. Однако такой расклад не устраивает руководителей конкурирующих фирм.
— Не проблема прислать копию протоколов собрания. Но «Домофон» незаконно требует от нас и подписные листы. Во-первых, у нас их может и не быть, если люди самостоятельно проводили собрание. Во-вторых, даже если они есть, содержат персональные данные и передавать их третьим лицам незаконно. Мы не имеем права. Еще момент. Фирма требует прислать документы на все дома. Но она же не обслуживает весь жилой фонд. Тогда пусть дадут нам реестр своих обслуживаемых домов и документацию (протоколы, где люди выбрали их как обслуживающую домофон компанию), раз запрашивают нашу. «Домофон» снова ссылается на договор оферты, который не является основанием для взимания платы и обслуживания домофона, — уверен Игорь Владимирович.
📌 Итог — в «Осколтелекоме» не считают договор оферты законным путем, оттого организация обратилась в местную прокуратуру с просьбой проверить законность включения услуг «Домофона» в квитанцию РРКЦ. Ответ пока на рассмотрении.
— Проблемы с фирмой «Домофон» не только у нас. Я озвучил консолидированную позицию всех домофонных компаний, — заключил Игорь Микуляк.
Кристина ГОДОВНИКОВА
Обсуждение закрыто.