Ваше мнение неважно!
29.01.2024
Я часто читаю то, что пишут в наших городских сообществах в соцсетях. Делаю это потому, что мне интересно, чем живут люди и что они думают. Что касается административных структур, знаю, что у них есть указание, согласно которому они должны вести свои страницы в соцсетях и реагировать на обращения людей. И теперь практически у каждого Департамента, комитета, отдела, начальника отдела, министра, а главное — у глав администрации городов и у губернаторов «ВКонтакте» есть страница. Понятно, что сам Иван Иваныч или Пётр Петрович, облеченный властью, не сидит в соцсетях. Как правило, ведет его страницу пресс-секретарь или работник пресс-службы, в которой сидят недавние выпускники факультета журналистики. Они, постукивая наманикюренными ноготками по клавишам компьютера, отправляют жителям один или другой заранее заготовленный шаблонный ответ. С недавних пор я обратила внимание, что ответы от нашей городской администрации — это сплошные отписки, которые «лепят», не вникая в содержание того, что написано.
🖍«Вы издеваетесь?»
Вот, например, в начале октября в «Новостях Оскола» вышла статья «Светло = безопасно», в которой говорилось о темноте на дорогах, ведущих к инфекционной больнице. В комментариях один из читателей с сарказмом написал: «Не поверите! Не успела выйти статья, как свет на дороге от Атаманского леса к Комсомольскому проспекту появился». На что читательница Юлия парировала: «Теперь бы еще узнать, в чьих карманах осели те денежки, которые «сэкономили», не включая электричество 4 месяца». Следом администрация Старооскольского городского округа отвечает Юлии: «Здравствуйте. Уточните, пожалуйста, местоположение проблемы». Ответ от Юлии не заставил себя долго ждать: «Администрация Старооскольского городского округа, а там же русским языком написано — на дороге от Атаманского леса к Комсомольскому проспекту. Или вы читать не умеете? И там же, кстати, написано, что свет дали сразу после выхода статьи». Тут же прилетает ответ от Администрации: «Юлия, Здравствуйте. Спасибо за уточнение! В настоящее время проблема отсутствия освещения не актуальна». На вопрос Юлии, адресованный администрации: «Вы издеваетесь?» ответ не последовал.
В январе в «Новостях Оскола» вышла статья «Предупреждён – спасён» о состоянии убежищ в нашем городе. Тема более чем актуальная после событий, произошедших в конце декабря в Белгороде. Комментариев у статьи было много. Одна из читательниц Марина написала: «А как вам указатель к убежищу, нанесенный на стекло остановки? Кто не верит- может доехать до остановки «Кожвендиспасер» и полюбоваться». Администрация Старооскольского городского округа отвечает: «Марина, здравствуйте. Конкретизируйте, пожалуйста, Ваше сообщение». Марина отвечает: «Стрелки нанесены на стекло. Стекло бьется. Доступ на территорию, куда ведет указатель, закрыт». Вроде конкретизировала, всё понятно. Несмотря на это, следующее послание от администрации такое: «Уточните, пожалуйста, доступ закрыт по какому адресу». Далее идёт разъяснение от автора комментария: «Это территория училища, которое около кожвендиспансера, она огорожена забором, доступа туда нет, калитки с обеих сторон постоянно закрыты. Как, впрочем, у всех учреждений. Я рекомендую вам внимательнее читать то, на что даете ответ. Здесь же в тексте отклика ведь все русским языком написано — и адрес, и проблема». Администрация Старооскольского городского округа снова пишет: «Здравствуйте. Для детальной проработки вопроса необходимы данные. Уточните, пожалуйста». Это просто какая-то сказка из серии «Лыко — мочало, начинай сначала»…
Или, например, в ноябре наш читатель Матвей Тимофеев возмутился, что транспорт ходит из рук вон плохо, вечером не уедешь ни из какой части города. Ответ от администрации СГО восхитил : «В связи с неблагоприятными погодными условиями, наблюдается неравномерный интервал движения общественного транспорта. Перевозчиками, совместно с управлением транспорта и связи ведется ежедневная расстановка транспорта по маршрутам регулярных перевозок». У человека, получившего такой ответ, навсегда пропадает желание обращаться к чиновникам. Видимо, именно на это и рассчитывают пишущие такие «шедевры отписного искусства».
🖍Всё по пунктам
Российские юристы давно провели исследование большого массива отписок и даже составили их классификацию.
Во-первых, это подмена предмета обжалования. Вы ставите в своем обращении перед органом власти конкретные вопросы, но получаете ответ совсем на другие вопросы. Как в поговорке про Фому и Ерёму. Такая практика является наиболее действенным способом борьбы с заявителем.
Во-вторых, подмена основных доводов заявителя второстепенными. Вы жалуетесь прокурору на неправомерное применение к вам физической силы со стороны полицейского, а в ответе вам поясняют, что указанный сотрудник действительно находился в данном месте, исполнял служебные обязанности, форму одежды не нарушал, имел при себе удостоверение.
В-третьих, подмена качества количеством. В чиновничьей отписке может содержаться нечто вроде: «проверка по вашему обращению проведена в полном объёме». Под «полным объёмом» подразумевается количество проверочных действий, но не их результат. По логике чиновника, если ученик в школе решает задачу, ему достаточно исписать лист самыми разными формулами, чтобы набрать нужный объём писанины, независимо от того, решена при этом задача или нет.
В-четвертых, подмена фактов мнениями. Субъективное мнение чиновника подменяет собой информацию о реальных событиях. Про такой клинический случай есть поговорка: «Есть всего два мнения – одно из них моё, второе – неправильное». Например, заявитель прилагает к своей жалобе копии документов, подтверждающие все доводы, а чиновник в ответ пишет: «Доводы заявителя в ходе проведенной проверки не нашли объективного подтверждения».
В-пятых, несоответствие выводов утверждениям. Отписка содержит верные утверждения, но вывод делается абсолютно противоположный.
И в-шестых, законообразие. Большая часть ответа содержит изложение положений нормативно-правовых актов либо не имеющих прямого отношения к сути поставленного вопроса, либо хорошо известных заявителю. При обильных цитатах и ссылках на нормативные акты ответ на поставленные вопросы отсутствует.
Думаю, каждый читатель, который сталкивался в жизни с ответами чиновников на свои вопросы и жалобы, согласится, что классификация очень чётко отражает сегодняшнюю ситуацию. Из приведённых в статье примеров видно, что пресс-служба администрации СГО все пункты данной классификации выдерживает неукоснительно. Зачем отвечать по существу, если можно отделаться отпиской?
Марина ЯСКОРОСКАЯ
Обсуждение закрыто.