Новости Оскола » Blog Archives » Её спасла бабушка
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Её спасла бабушка

15.02.2024


🖍Трагедия в деревне Залесье
В деревне Залесье Горшеченского района жила семья колхозников Федота Васильевича и Варвары Емельяновы Разинковых. У них было семеро детей: сыновья Федор, Василий, Михаил и дочки Мария, Анна, Елена и Татьяна.
Мария вышла замуж за Федора Никифоровича Шаталова. У них родилась в 1938 году дочь Евдокия, героиня моего рассказа. Отец Дуси работал путейцем на железнодорожной дороге в Старом Осколе. Перед войной Федора пригласили на работу в Москву, куда его семья и переехала.

1941 год, началась Великая Отечественная война. Отец привез в Залесье к теще жену с дочками, Дусей и новорожденной Лидой, а сам ушел на фронт. Семья Федота Васильевича проживала в добротном деревенском доме с четырьмя комнатами и деревянными полами, что выгодно отличало его от других деревенских изб. Это и стало роковым обстоятельством.

В конце января 1943 года шли непрерывные ожесточенные бои между советскими войсками и немецкими подразделениями, прорывающимися из окружения со стороны Горшечного к Старому Осколу, занятому фашистами. Немцы пробивались вдоль железнодорожных путей и контролировали прилегающие к железной дороге населенные пункты.
В начале февраля в деревню Залесье с боями пришли красноармейцы. В просторном доме деда тети Дуси расположился штаб какого-то нашего подразделения. Бабушка, Варвара Емельяновна, опасаясь, что немцы могут вернуться, уговаривала деда Федота уйти всей семьей в соседнюю деревню Ровеньки, где было спокойнее. Но красноармейцы, воодушевленные прорывом наших войск, уверяли, что фашисты уже не придут. Деду их заверения показались убедительными, и он принял решение всю семью оставить в Залесье. Бабушка, предчувствуя беду, не согласилась, забрала с собой пятилетнюю внучку Дусю и ушла в Ровеньки.

Они пробирались по заснеженному логу, утопая в глубоком снегу. С трудом добрались до деревни, где их приютили чужие люди. С дедом в родном доме остались: сын Михаил, не пригодный для воинской службы, дочки Таня, Елена и Мария, мать Дуси с полуторагодовалой Лидой. Сыновья деда, Федор и Василий, были на фронте, а дочка Аня жила в Старом Осколе.

3 февраля в деревню неожиданно вернулись озверевшие фашисты, измотанные попытками вырваться из окружения. Они ворвались в дом деда и перебили всех красноармейцев, находящихся на отдыхе. Семью деда Федота вывели во двор и приказали расстрелять за пособничество Красной армии. На снегу стояли босые, раздетые дети Федота: сын Михаил, 17-летняя дочка Елена, младшая 11-летняя дочка Таня и 26-летняя дочка Мария, прижимающая к груди крохотную Лиду.
Первыми выстрелами сразили Михаила. Дед стал на колени и просил не убивать детей, но последовала автоматная очередь. И в этот момент один из карателей метнулся к расстреливаемым и резким движением отбросил в снег Таню, буквально вырвав ее из рук отца. Видно, что-то дрогнуло в сердце этого немца, и Таня была спасена.

На снегу лежали окровавленные тела деда Федота, Михаила, Елены. Тихо стонала Мария: она с двумя пулевыми ранениями в живот лежала на окровавленном снегу, прижимая к груди маленькую дочь, у которой пулями перебило обе ножки.
Немцы подожгли дом и ушли из деревни. Через два дня Мария скончалась, а дочка Лида была жива. Местные жители сложили трупы в сарай, где они пролежала пять дней.
Когда бабушка и внучка вернулись домой, то были потрясены увиденным. Очевидцы этой трагедии им рассказали, что произошло. Их отчаяние походило на безумие.
По указанию местной власти окоченевшие тела, покрытые бабушкиной шалью, которую она сняла с головы, захоронили без гробов в общей могиле. Мужиков в деревне не было, и могилу в промерзшей земле копали двое суток два старика.
У раненой Лиды началась гангрена обеих ног, и через месяц она умерла.

🖍Помогали всем миром
Добротный и красивый дом сгорел, и бабушка с внучкой и младшей дочкой жили в верхней надстройке погреба, которая имела вид шалаша. Летом колхоз построил им хатку. Старики напилили леса и собрали сруб, покрыли крышу соломой, деревенские бабы помазали дом глиной, перемешанной с соломой. Жить стало легче.
Бабушка стала для Дуси самым родным и близким человеком на свете. Еще зимой, когда они жили в «шалашике», приезжала комиссия из Горшечного, чтобы забрать Дусю в детский дом. Бабушка категорически отказалась.

С войны вернулись Дусины дядьки — Федор и Василий, которые как могли помогали бабушке с внучкой выжить в тяжелые послевоенные годы. Дядя Федор где-то хорошо заработал и дал бабушке денег на покупку двух коз. Эти козочки стали основными кормилицами в те полуголодные годы.

Отец Дуси о гибели жены и дочери узнал на фронте. Он был тяжело ранен и долго лежал в госпитале на лечении. По окончании войны женился на медсестре, которая с особым вниманием ухаживала за ним в госпитале. После войны отец приезжал в Залесье, хотел забрать дочку в свою новую семью. Жена отца готова была принять Дусю как родную дочь. Долго уговаривали Дусю уехать с ними в Эстонию, где обосновалась их семья. Но Дуся не представляла, как она будет жить без любимой родной бабушки. Закатила истерику и осталась в Залесье.
Потом уже, в 17 лет, будучи студенткой Старооскольского медицинского училища, она ездила в Прибалтику к отцу. Лето провела в его новой семье. Подружилась с двумя сводными сёстрами. Отец опять уговаривал ее остаться у них, но Дуся вернулась к любимой бабушке. Бабушка, тетя Аня, тетя Таня, дядьки Федор и Василий окружили Дусю вниманием и заботой. Она окончила школу, потом медучилище. Стала работать. В 1956 году по распределению была направлена фельдшером-акушером в село Меловое Ракитянского района, где встретила своего будущего мужа Григория Петровича Греховодова, моего дядьку.

В 1959 году Евдокия Федоровна поступила на работу в амбулаторию железнодорожной станции Старого Оскола. Амбулатория располагалась в помещении барачного типа, потом при вокзале построили трехэтажную поликлинику. Евдокия Федоровна работала дежурным фельдшером «Скорой помощи». Обслуживала работников железнодорожного узла и местных жителей, а порой и пассажиров проходящих поездов. В первые годы на вызовы ходили пешком, потом появился гужевой транспорт. В штате был конюх, который возил фельдшера на так называемой «линейке». После объединения «Скорой помощи» в единую городскую службу, появились специальные автомашины. Моя тетя трудилась на одном месте до выхода на пенсию. Общий стаж работы 50 лет.

Время шло, городское хозяйство налаживалось. Родился сын Сережа, можно было радоваться жизни… Евдокия Федоровна недавно отметила свое 85-летие, и очень благодарна родственникам за сердечное участие в ее судьбе. Особо признательна бабушке, заменившей ей и маму, и папу.
Каждый год 5 февраля наши горожане отмечают День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, и каждый год за два дня до этой даты сердце Евдокии Федоровны обливается кровью от воспоминаний, от пережитого. И каждый год они с сыном склоняют головы над общей могилой своих родных.

Василий Кудрявцев

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.