Личная тайна
05.03.2024
Вот и подтверждение того, что высокая компьютерная грамотность в представлении некоторых – отмычка для того, чтобы черпать тайны из компьютерных сетей в своекорыстных целях. Обратимся к тексту материала: «Обладающие криминальным талантом берут в оборот не только пожилых людей. В финансовой западне оказываются и молодые, и граждане среднего возраста. Ущерб – от сотен тысяч рублей до миллионов…» Бывает? Конечно, да. И не то, чтобы крайне редко. Иначе не создавались бы в правоохранительных структурах отделения по раскрытию преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Так ведь приходится создавать!
Есть в УК и специальная статья «Мошенничество в сфере компьютерной информации». Четыре части в названной статье – с изменением наказания по мере того, насколько опасным деяние оказалось. Наименьшее наказание – исправительные работы. Наибольшее – 10 лет в стенах исправительной колонии. Да ещё и штрафы предусмотрены плюсом к основному наказанию.
Узнав об этом, кто-то замышлявший неблаговидный умысел, может быть, остановится на полпути к совершению преступления в информационной технологии. И это значит, профилактика сработала. Сработала в данном случае в отношении претендентов на зачисление в арестанты. Пусть вакансии занимают на предприятиях и в тех организациях, где IT-умельцев готовы окружить вниманием и заботой. Такие умельцы, что разбираются в информационных технологиях уверенней, чем другие, сегодня в кадровом дефиците.
Законопослушным гражданам тоже есть, что извлечь из фактов, изложенных в материале «Держи карман уже» – осторожнее надо быть при общении на дистанции с теми, о ком у вас нет чёткого представления. Да и перечисление уловок, на которые способны аферисты, – не лишнее в газетном материале. Если кто-то сохранит тот материал, поступит, пожалуй, правильно. Может быть, придётся заглянуть при возникновении ситуации, когда что-то покажется подозрительным. И поможет сохраненный материал не превратиться в жертву. Но вот что хотелось бы затронуть дополнительно к публикации от 31 января, так это тему о защищённости персональных данных гражданина в компьютерных технологиях. С хищения этих данных начинается приближение к будущим потерпевшим.
🖍Куда не проходит?
Персональная информация в официальном определении – это информация о гражданах. «Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну… физического лица без его согласия» (ч.1 ст.11 закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации»). Федеральный закон РФ «О персональных данных» (ч.1 ст.9): «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и даёт согласие на их обработку свободно, своей волей и в своём интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информативным, сознательным и однозначным». В том же законе дальше (ч.3 ст.9): «Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных… возлагается на оператора». Сколько ни пришлось мне подписать письменных договоров на услуги для личных нужд, не было такого положения, когда бы свободно и с согласия в текст вносили данные паспорта, документа, где все данные персональные. Ставилось условие: без данных, которые из паспорта берутся, никакого договора не будет!
Но тут, наверное, не обойтись без уточнения персоналий. Ведь следует точно знать, что и с кого потребовать при отклонениях от тех договорённостей, которые скреплены подписями сторон. Так не повсюду же так бывает, что без паспортных данных не обойтись. Сдать заказное письмо на почте раньше можно было и без паспорта, а нынче совсем не так. В чём пришлось недавно убедиться. При получении от меня почтового отправления (заказного письма) работница почтового отделения попросила предоставить паспорт. На руки получив запрошенный документ, оператор почтовой связи что-то начала набирать на клавиатуре компьютера, который за барьером перед ней. Результата не получилось ни с первого захода, ни с четвёртого. Прозвучало: «Паспорт не проходит…» Представляете ощущение того, кто сдавал письмо? Неприятное ощущение. Первая мысль о том, что в паспорте повреждение. Вторая, что повреждение в компьютере оператора. Третья мысль: «А при чём тут паспорт?» Прежде приходилось предъявлять паспорт только при получении того, что пришло в мой адрес. Но тут и вопросов не было. Почтовикам необходимо отчитаться перед тем, кто примется проверять, тому ли они вручили, кому надо было доставлять. А если не доставка, но приём? На конверте записи о том, кому от кого идёт почтовое отправление. И этого, наверное, достаточно. При сомнении в том, что сдаётся то, где всё ладно и честь по чести, можно не принимать письмо, бандероль, посылку. Это предусмотрено в тех правилах, которые знают почтовики…
Однако возвращаемся к окну, у которого отправитель в томительном ожидании. За ним уже выстраивается очередь. А паспорт не желает «проходить». Оператор зовёт подмогу. Но подмога результата не даёт! И эдак минут пятнадцать. Куда надо паспорту «проходить»? И, главное, для чего? Некогда без компьютера за две минуты могли оформить. Взяли конверт с посланием, взвесили, марки наклеили, и плати. Получил квитанцию о приёме, и далее без хлопот. А теперь, при применении компьютера, и время посетителя транжирится, и от заботы нет освобождения. Вернее, от ожидания неведомых происшествий. Вот взломают ту базу данных, куда личные данные занесли, и некто ими распорядится, как юристы пишут, «по своему усмотрению». Совершая противоправное (а иначе чужие данные зачем извлекать из базы). Вот и следуй рекомендации быть осторожней с паспортом, который считается основным и важнейшим документом гражданина. Когда выбора не существует, с паспортом или без тебе окажут услугу, то, выходит, рекомендация почвы под собою не имеет.
🖍А будет ещё круче
Хотя что являют собой услуги? В приказе Росстата от 26.06.2013 г. №234 такая формулировка: «Услуги – это результат деятельности предприятия (организации), направленный на удовлетворение определённой потребности потребителя…» Вот так это по учёту – удовлетворение потребности. Удовлетворение потребности, возникшей у гражданина, не должно бы иметь последствий, нежелательных для него. Разумеется, и в виде тех утечек конфиденциальной информации (то есть доверительной, секретной). Где утечки, там и вероятность причинения серьёзного вреда – материального и морального. Так не только лишь в Российской Федерации. В 2006 году в Англии впервые применили систему национального регистра граждан (с их персональными данными и номерными картами), а в 2010 году ее полностью уничтожили. Среди основных причин – неуправляемые (стихийные) нарушения конфиденциальности тех данных, что были введены в электронную систему. Во Франции и Германии отказались от применения тех способов подтверждения личности гражданина в информационных технологиях, которые не исключали доступа к данным о гражданине желающим поживиться за счёт раскрытия его тайн о положении в обществе, сбережениях, других его личных данных. Убедившись, что защита личных данных пока ещё проницаема, во Франции и Германии решили повременить с активной цифровизацией – до изобретения тех средств, которые позволяют электронные базы сделать надёжней сейфа, распотрошить который удастся только лишь автогеном.
О том, что предпринято у других, должны бы знать, конечно же, в Минцифры-Министерстве, профильном по обсуждаемому направлению. И тем более удивляет инициатива, исходящая из этого министерства – о предстоящем в ближайшем будущем внедрении в Российской Федерации электронных паспортов, где станут кучковать сведения нескольких документов. Электронные паспорта, как предусмотрено намерением, заменят паспорт внутри страны, загранпаспорт, ИНН, страховое свидетельство Пенсионного фонда. Разговоры об удобстве – не защита перечисленных сведений. И удобней всего, пока нет «непробиваемой» защиты, может стать тем отпетым жуликам, которым не надо будет поочерёдно взламывать разные базы данных. Что им интересно, в одной добудут. Там всё в пакет уложено. Потому разумным и обоснованным выглядит пожелание того, чтобы меры по развитию защиты персональных данных гражданина при их сборе, обработке и хранении в информационных технологиях возглавили процесс цифровизации, который в наше время внесён в повестку дня.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры – сокращённое название) создано в 2018 году на базе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. О цифровом развитии в его полном названии неспроста. Стало быть, оно нужно. В какой степени отвечать этому развитию правам и потребностям человека, когда оно касается его, это тема уже иная. Но, похоже, не второстепенная. В Конституции Российской Федерации сказано: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».
Валерий ТЕЛЕГИН
Комментариев пока нет.