Новости Оскола » Blog Archives » О Монаково – с восторгом
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

О Монаково – с восторгом

17.06.2024


Дозорные и Писцовые книги ХVII века, Лондратская перепись и Ревизские сказки ХVIII, земская статистика и метрические книги ХIХ-ХХ веков, а также другие уникальные документы попали в поле зрения Ивана Монакова, и он сделал немало интересных открытий. Находки вдумчивого краеведа и исследователя представляют ценность не только для самого автора и его земляков.

🖍Начиналось с починка
Термином «починок» в России до XX века обозначались вновь возникающие сельские поселения. По словам М. Н. Тихомирова, «в отличие от названий сёл, которые обычно восходят или к имени владельца села, или к наименованию церкви, в нём находящейся, или к какому-либо иному признаку, починки и деревни сохранили имена своих первоначальных основателей. От них ведут своё начало бесчисленные Ивановки, Касьяновки, Васильевки и т. д.» Нередко починок, даже будучи выселком из деревни размером в один двор, разрастался в многодворное поселение и становился полноценной самостоятельной деревней.

«Починок Монаков под Околенским лесом верх Чуфичевского верха в острову за Лукьяном за Семеновым сыном Монаковом, а в починке двор помещиков», – так знакомит нас скоропись ХVII века, а вместе с нею и Иван Монаков с поместьем родоначальника одноименной деревни Лукьяна Монакова.

По версии автора, в верховьях ответвления Чуфичевского Лога, ведущего к устью речки Чуфичевки, на плоской возвышенности, окруженной Чуфичевским, Околенским и Истобными лесами, примерно 410 лет назад поселился с семьей сын боярский Лукьян Семенович Монаков. Поместный оклад ему за службу государевой грамотой было определено в 100 чети, что составляло 55 гектаров. Место на диком поле, предназначенном для заселения, оказалось весьма живописным и пригодным для безбедной жизни. «Рядом, в нескольких десятках метров в неглубокой балке бил мощный родник, – пишет автор. – Примерно в ста метрах от него по логу тихонько «бормотали» еще два родника с питьевой водой. Они на углу Коровьего леса, объединившись в один ручей, составляли тонкую веточку речки Чуфички. Избыток питьевой воды, большое количество строительного материала, плодородие черноземных почв, мягкость климата – все это говорило о том, что местожительство выбрано удачно».

Починок расширялся за счет строительства новых хат потомками Лукьяна Монакова и новопоселенцев. В Переписной книге за 1648 год отмечено: «в Монаково вкупе осьмнадцать мужей есть было». В 1655 году, по мнению автора, починок Монаков, то есть населенный пункт, имевший 1-2 двора, стал деревней.

🖍Говорящая природа
Что удивительно, спустя столетия, несмотря на изменение ландшафта под влиянием бурной индустриализации, как подмечает Иван Монаков, сохранились старинные названия лесов, полей и урочищ: «Коровий лес – по названию Коровьего лога (оврага), который упоминается в «Писцовой книге» 1634 года. Название Донского леса упоминается в «Дозорной книге» 1615 года. Бондарев лес – от помещика Бондарева, владельца». Поле Малиново и Малиновая дубрава, также, по наблюдениям автора, встречается в Дозорной книге 1615 года.
Работе над упомянутой книгой, творческому процессу, сопровождающемуся азартом поисковика и радостью первооткрывателя, Иван Петрович в предисловии нашел точное определение: «щемящее чувство родства, кровной связи с местом, где я родился, вырос, где жили мои предки и будут жить мои потомки». Тем значимее его научные, порой нечаянные находки.

В нашей беседе Иван признался, что некоторые тексты, касающиеся жизни селян, чтобы привлечь читателя, писал в «народной» манере. С шутками-прибаутками, «смачными» рассказами о колоритных деревенских персонажах. Вряд ли сам автор предполагал, что наблюдения коренного монаковца окажутся ценными с научной точки зрения не только для историков и краеведов, но и филологов, ученых, интересующихся народным бытом.

Убежден, что мало в какой краеведческой работе можно встретить историю возникновения деревенских прозвищ. Иван Петрович увлекательно рассказывает о забавных приключениях своих земляков, в результате которых, кое-кого «припечатали» обидными прозвищами. Так, после одного анекдотического случая к нерадивому и ленивому монаковцу прилипло прозвище Шелунда. Иван Монаков с юмором прослеживает, как к его однофамильцу Якову Сергеевичу пришло прозвище Муштук. Более того, тот передал его своему внуку. Татьяна Понкратова (Монакова) за лихую езду на гнедом рысаке в престольный праздник Пантелеймона заработала прозвище Барыня. Легкий незлобливый юмор присутствует на страницах книги, в ней Иван Монаков мастерски передает картинки сельского быта, в манере современного народного сказителя излагает байки и сельские легенды.
Для специалистов по диалектам будут интересны лингвистические заметки Ивана Монакова. Описывая нравы сельчан, он подчеркивает особенности произношения тех или иных слов, включая местные неологизмы.

Высокую оценку названной книге и другим краеведческим работам Монакова дала старший научный сотрудник Старооскольского краеведческого музея Ирина Есипова:
– Иван Петрович – настоящий патриот своей деревни, его энтузиазму только позавидовать. Можно с уверенностью сказать, что, перечитывая книги Ивана Монакова, его земляки будут находить много нового, вместе с автором будут делать для себя открытия. Книга «Монаково и древние корни монаковцев» – отличное пособие для тех, кто хочет составить свое генеалогическое древо. Иван Петрович, опираясь на свой опыт, подсказывает, по какому пути идти, как лучше и эффективнее проделать эту непростую и кропотливую работу.
С этим утверждением соглашаются старооскольские краеведы, знакомые с тремя книгами Ивана Монакова.

🖍Лукьянов ключ
Есть в книге о селе Монаково особо щемящая глава, касающаяся возрождения исторического родника, возле которого в 1613-1615 годах поселился Лукьян Семнович Монаков, основатель поселения. В конце 1970-х годов, после строительства водопровода, Лукьянов ключ превратили в свалку, родник угас.
Работа над книгой пробудила у автора идею возродить родник. Её поддержал местный священник и, как говорится, широкая общественность. Желание открыть заново сокровенный источник объединило многих людей, которые организовали субботники по благоустройству территории. В результате не только возродили родник, но и построили рядом часовню. С 2020 года – это излюбленное место отдыха монаковцев, приезжают сюда и жители Старого Оскола и окрестных сел и деревень.

Девиз для книги придумал сам автор, на наш взгляд, он отражает суть и содержание издания: «Монаков и монаковцы звучит просто здорово и гордо! Мы монаковцы – какой восторг!»

В этом весь Иван Монаков с его перехлестом эмоция и увлечений. Заботливый отец и дед, желающий сохранить генетический код своих героических предков. В прошлом председатель Долгополянского сельского Совета, музыкант, спортсмен и, если не лучший, то самый громкий футбольный болельщик Старооскольского городского округа, знаменитый тем, что на матчи выходит с трубой. А еще он известный в округе виноградарь, и, как мы убедились, серьезный краевед, постоянно накапливающий исторические знания, которыми щедро делится с земляками.

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий. Комментарий будет опубликован после проверки модератором. Это займет некоторое время.