На чём растут тарифы?
27.08.2024
🖍Принимаем и отменяем
От повышенных тарифов с 1 декабря 2022 года отличие таково: от 6 до 13 процентов увеличение в июле 2024 года на газ, электрическую энергию, холодную и горячую воду, канализацию. А если посмотреть за последнее пятилетие (с июля 2019 года по июль 2024 года), то выявляется такое укрупнение: на горячую воду – на 28,9%, на газ – 31%, на отопление – 31,5%, на электрическую энергию – 38,2%, на холодную воду – 70%, на канализацию – 83%.
Нравится кому-то такое повышение или нет, практически не получится заменить никого из поставщиков коммунальных ресурсов в жилища. По проекту жильё привязано к коммунальной сети микрорайона. Ресурсы поступают в современные дома по трубам, кабелям, проводам. Чьи провода и трубы — с тем и договоры на поставку газа и электричества, отопления и воды. Похоже на монополию? Приходится согласиться. Но эта особенность учтена Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года. В пункте 1 статьи 10 читаем: «Запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться… установление, поддержание монопольно высокой цены товара».
Тарифы на услуги естественных монополий по каждому региону проверяют и утверждают региональные управления по государственному регулированию цен и тарифов. Но ведь там опираются на данные от организаций, заинтересованных не в снижении, а в росте тарифов. Это первое. Второе – в регулирующих управлениях при их загруженности могут допустить неточности в расчётах, отчего тариф окажется выше должного. Свежий тому пример – приказ федеральной антимонопольной службы РФ от 31 января 2024 года «Об отмене приказов Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области». В нем говорится: «Отменить приказы Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 18 декабря 2023 года №40/2 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по Белгородской области», №40/8 «О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 26 декабря 2019 года №38/6, №40/9 «О внесении изменений в Приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30 декабря 2019 года №38/6», №40/10 «О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 17 ноября 2022 года №36/10», №40/12 «О внесении изменений в приказ Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 17 ноября 2022 года, №36/3 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Белгородской области» с 1мая 2024 года».
В пункте 3 того же документа: «Управлению по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области установить и ввести в действие с 1 мая 2024 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Белгородской области, цены (тарифы) на электрическую энергию, тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями, устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа, с учётом норм постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2023 года №2281 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, а также абзаца первого пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Что за причина этого указания? Вышестоящей организацией замечены неточности в расчётах, которые были сделаны на областном уровне. По итогам в приказе Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 26 апреля 2024 года появились такие строки: «Установить с 1 мая 2024 года по 31 декабря 2024 года тарифы на электрическую энергию (мощность), дифференцированные по объёмам потребления электрической энергии (мощности) и группам (подгруппам) для населения и приравненных к нему потребителей по Белгородской области». Уточнение по тарифам – не без пользы для населения (кому-то уменьшена плата за ресурс).
🖍Дорогие ошибки
Не в первый раз (и, может, не в последний) с высоты федеральной службы замечаются отклонения в сторону завышения при установлении тарифов. По итогам своих проверок в 2023 году ФАС «исключила» 11,6 млрд рублей как необоснованно включённые в тарифы от ЖКХ. Главным образом излишества в тарифах относились к сферам тепловой и электрической энергии.
Сколько лет эти ресурсы на перекрёстке мнений подготовленных и сведущих людей! Ещё в 1996 году академик РАН Никита Моисеев отмечал: «Жить в России неизмеримо труднее, чем, например, в Италии или Франции. Для того чтобы поддерживать один и тот же уровень жизни, нам нужны, в частности, совершенно разные затраты энергии. В России они должны быть большими в 2-3 раза, чем в Западной Европе».
Очевидный призыв к тому, чтобы не повышать цены, а снижать потери и издержки в производстве тепловой и электрической энергии, что называется, до упора. Что позволяет получать прибыль за счёт минимальной себестоимости ресурсов. В теории так. А на практике…
В 2013 году Игорь Башмаков, исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии, не без горечи отмечал: «Потери в тепловых сетях у нас составляют 20-25%, в электрических – 12-30%. В тот же период времени доктор технических наук, первый заместитель директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин критиковал перекос: «Искажена сама цена электроэнергии. Почти половина стоимости киловатт-часа – доля сетевых компаний. Такого, чтобы передача, распределение, сбыт энергии были дороже её производства, не было и нет ни в одной развитой стране. И в Европе, и в США эти услуги обходятся вдвое дешевле, чем в России».
Заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народно-хозяйственного прогнозирования Валерий Семикашев поделился в 2022 году: «В ситуации, когда у нас отключился европейский внешний рынок, на внутреннем рынке из-за избытка газа… можно было бы поставлять газ по более низким ценам». Можно было бы… Но не нужно поставщику ресурса.
Аналитики освещали, призывали, предупреждали, но не заметно, чтоб в полной мере были приняты на учёт их наблюдения и советы. И имеем то, что имеем. С одной стороны, тарифы для кого-то стали неподъёмными, с другой – непоступление тех средств, на которые был расчёт, но которые не пришли от населения.
🖍По упрощённой процедуре
Цифры иногда красноречивее витиеватых фраз. Пусть они сегодня и убеждают в неоднозначности положения с платежами за услуги ЖКХ. Существует такой подсчёт: в 2020 и 2021 годах задолженность населения за потреблённые им услуги ЖКХ по стране составляла около 7% в год, а в 2023 году – 8,7%. Такая динамика побудила депутатов Госдумы к идее повысить дисциплину платежей своеобразным способом – прибегая к упрощённой процедуре взыскания накопленных долгов. Если примут такой закон, поставщикам услуг ЖКХ не надо будет идти в суды, как это полагается сейчас. При применении процедуры взыскатели обратятся в нотариальную контору. Вручат заявление о долгах с приложением подтверждающих материалов. Нотариус, изучив документы, совершает исполнительную подпись на их копиях. Эта исполнительная подпись позволяет судебным приставам-исполнителям принудительно взыскивать с должника накопившуюся задолженность в полном её объёме. Для того у них набор серьёзных прав, перечисленных в статье ФЗ «Об исполнительном производстве». Среди мер – обращение взыскания на имущество должника, на зарплату, пенсию, стипендию, на иные его доходы, какие только смогут обнаружить приставы. Допустимы также иные меры, которые заставят думать, как погашать долги. Плюс подобной процедуры — она куда скорее, чем судебное разбирательство. Минус в том, что между взыскателем и лицом, которое задолжало, меньшая глубина установления каждой детали дела. Ведь частнопрактикующий нотариус не может себе позволить с очередным клиентом заниматься так долго, иногда как надо бы. Материально он зависит от числа выполнения полученных заказов на удовлетворение тех сделок, что заключают граждане или организации. В итоге получается: нотариус порою отвечает (и рублём) за то, что нанёс ущерб поспешностью должнику, права которого ущемил. Такое уже случалось при упрощённой процедуре по взысканию долгов за банковские кредиты, которая применяется с 2016 года.
Но можно ли сравнить долги по банковским кредитам с долгами за услуги ЖКХ? Перед оформлением кредитов можно выбирать банк. Наконец, без его кредитов можно и обойтись. Но ни выбрать поставщиков коммунальных ресурсов в жильё, ни отказаться от их услуг практически не получится. Какие по месту жительства поставщики ресурсов жизнеобеспечения, с такими и будет взаимодействие.
Этот факт – прописная истина. А разве не истина и не факт то, что всегда надёжнее вести производство с опорой на всесторонне обдуманные программы? Сложно следовать маршрутом, на карте не обозначенном! Но, как огласила не так давно аудитор Счётной палаты РФ Наталья Трунова, утверждённые инвестиционные программы в 2023 году имели не более 10% организаций в сфере водоснабжения, в сфере теплоснабжения – порядка 6% организаций. А остальные что? Как получится, так и будет?
Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин
Комментариев пока нет.