Новости Оскола » Blog Archives » Исчезающая потребность
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Исчезающая потребность

23.10.2024


Такие прикидки вполне логичны. И они не от сырости завелись. Но есть и другое мнение – противоположное. «Подобный запрет может только навредить, — заявила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. — Мне кажется, что коллеги всё же несколько торопятся с таким решением, поскольку если трудовой мигрант приезжает для того, чтобы получить вид на жительство, если он абсолютно законопослушен, если работает пусть даже на низкоквалифицированном рабочем месте, но качественно, и выполняет все нормы законодательства Российской Федерации, то почему бы ему не разрешить перевезти сюда семью и в дальнейшем продолжить работу. Сегодня Россия нуждается не только в высококвалифицированных специалистах, но и в низкоквалифицированном труде, на который зачастую не хотят идти россияне». Что в данном обмене мнением в обнимку с истиной и что от истины в стороне? Попробуем разобраться.

Нужно ли поощрять?
Позиция несогласия с расширенным толкованием прав трудовых мигрантов: родственная связь – не преимущество при выборе кого надо, а кого не обязательно принять из проживающих в зарубежье. Позиция разрешения: не следует ограничивать в праве их родню перевезти тем трудовым мигрантам, что в быту и на работе не конфликтны, за то, что трудоустроились там, где россияне не находят привлекательных моментов для себя. Своеобразное поощрение?
Вернёмся к выводу в тексте депутата Бессараб: «Сегодня Россия нуждается не только в высококвалифицированных специалистах, но и в низкоквалифицированном труде, на который зачастую не хотят идти россияне». Но нужно ли поощрение за консервацию работ низкой квалификации, почему и считаются непрестижными для коренного населения страны? Не вступит ли такое поощрение в противоречие с действительными нуждами РФ? О первостепенных российских нуждах с трибуны общего собрания Российской Академии наук так доложил недавно президент сообщества учёных Геннадий Красников: «Если раньше передовые технологии можно было купить за рубежом, то сегодня перед Россией стоит задача обретения научно-технической независимости». И решение задачи обретает практические черты прямо уже сейчас: президент РАН введён в состав Совета безопасности российского государства! Но где место низкой квалификации – пусть даже добросовестных работников, когда во главу угла ставится по стране расширение высокого умения? То место всё ближе к вылету из технологической цепочки реального сектора экономики! Так было всю историю технического прогресса.
Зачем России принимать трудовых мигрантов низкой квалификации? От одного мигранта высокой квалификации отдачи может быть много больше, чем от тысячи, исполняющих примитивные операции. Специалисту высокой квалификации можно и не препятствовать в перевозе его семьи. Удержать специалиста, у которого есть ценные предложения, оригинальные разработки, дар изобретателя, конструктора – в этом несомненный интерес принимающей стороны. Да и сравнивать, сколько высококвалифицированные работники смогут ввезти в страну членов своей родни и сколько могут ввезти мигранты низкой квалификации, значит, сравнивать каплю с морем. При всём уважении к ним как людям, есть основание подчеркнуть: работники низкой квалификации – исчезающая потребность в отраслях российской экономики. Не сейчас, так в ближайшем будущем – при исполнении полного разворота к приумножению высоких технологий.

Тормоз экономики
Громко нынче раздаются голоса, что строительные площадки стремительно опустеют без трудовых мигрантов. А откуда эти возгласы доносятся? Из столицы, крупных городов, где работодатели на стройках привыкли урезать вознаграждения за труд приезжим из Средней Азии. Насколько можно о том судить, такая привычка имеет место не повсюду, но и не редко. Вот что выявили события, пришедшие вместе с ковидом. Когда из-за пандемии мигранты начали массово выбывать из столичного региона, оплата труда на московских стройках сразу же поднялась на 20-40 процентов (по-разному для разных специальностей). Причина – замещение мигрантов коренным российским населением.
Когда угроза заболевания значительно ослабела, хозяева строительных структур, вкусившие выгоду от мигрантов, приложили к восстановлению большие усилия прежнего положения. Дошло до таких хитромудрых способов привлечения тех трудовых мигрантов, которые победнее, что стали им оплачивать билеты на путь из Средней Азии до места трудоустройства. Но не из щедрости – как бы в долг. Прибыл в Россию, поставил вещи, паспорт давай в залог. В знак того, что отработаешь билеты. Отработал — паспорт получи и продолжай трудиться. Хозяевам строительных компаний от подобной рабочей силы, которая лишний раз о своих трудовых порах не станет напоминать, прибыль в денежном выражении. В результате от множества работников низкой квалификации – застой в строительной индустрии. Обобщая собранные данные, руководитель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов был вынужден подчеркнуть: «Стройкомплекс по уровню развития у нас сегодня в лучшем случае 30-40-летней давности».
А ведь отсталость в строительных технологиях – это тормоз для самых разных отраслей экономики и социального обустройства. Промышленным предприятиям необходимы новые корпуса, работникам предприятий – своя жилплощадь и учреждения, в которых лечат, учат, помогают приобщиться к ценностям культуры. Конечно, крупные заводы и комбинаты способны организовать свои строительные участки (и открывают их, чему не единичные примеры), но это не главное направление в строительном производстве. Ведь это отрасль, а не довесок. Которая пока что тормозится удешевлённым трудом мигрантов, заменяющим средства механизации. Но чем занять трудовых мигрантов, если прогресс в строительстве обретёт значительную мощь? В Санкт-Петербурге сделали попытку нанять их в пожарные. При первом же выезде по тревоге стало ясно, что такое не пройдёт. Волнуясь, мигранты из Средней Азии между собою общаться стали на родных языках. Взаимодействие огнеборцев сразу же осложнилось.
О значении языка ярко и убедительно в середине XIX века возвестил специалист по изучению быта народностей и народов Александр Власьевич Терещенко: «Нужно видеть двух иноземцев, встретившихся на чужой стороне. С каким восторгом они общаются на своём языке. Они росли, воспитывались и жили на одной земле, они говорили одним языком, а это, как электрическая искра, пробегает по жилам, пробуждает тысячу воспоминаний о родине». Точно так и в веке XXI. Жители российских городов, где трудовые мигранты селятся в большом количестве, с удивлением отмечают: приезжие держатся обособленно, образуя в жилых кварталах национальные островки, мало интересуются тем, что актуальное для города, их круг общения в основном внутри своего землячества. А надо ли в связи с этим удивляться, недоумевать? Налицо типичная картина: иноземцы стараются сохранить свою особенность, самобытность, оказавшись за тысячи километров от места происхождения. Может, надо глубже изучать эту сторону бытия и полнее её учитывать, намечая, сколько и кого принять в трудовой миграции? Есть ли в числе приезжих те, кто способен их сплотить в положительный коллектив и удерживать от поступков, за которыми следуют наказания?

Поможем спросом
Всё это учитывать не лишне, как показала практика разных лет, вплоть до совсем недавних. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин в сентябре 2022 года заявил: «В первом полугодии 2022 года отмечен 10-процентный рост числа преступлений, совершённых трудовыми мигрантами. Отмечается увеличение случаев совершения тяжких и особо тяжких». В сообщении министра МВД Владимира Колокольцева в октябре 2022 года сказано, что стражам правопорядка удалось установить и обезвредить 130 преступных групп, которые сформированы по национальным признакам. В 2023 году не было рапортов об ажуре применительно к подобным обстоятельствам. Не настало время и сейчас для того, чтоб тему совсем забыть.
Группы прибывающих большие, их порою сложно контролировать. Генерал-лейтенант полиции Юрий Жданов как-то обнародовал цифры, которые относятся к Москве: «В Москве зарегистрировано 800 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся трудовой деятельностью. По нашим оценкам, ещё столько же трудится нелегально».
Что стоит за этим «нелегально»? Среди прочего и то, что не оформленный должным образом иноземец на работе закрывает ту вакансию, на которую могли бы рассчитывать россияне. Ведь не у всех российских граждан есть удовлетворение зарплатой и условиями труда там, где довелось трудоустроиться. Как подсчитал Росстат, в 2023 году месячная зарплата у 3,4% работников в Российской Федерации была от 13 800 до 17 000 рублей, у 4,4% – от 17 000 до 20 200. И резких изменений не видать. Можно прожить на такие деньги? В том же №33 «Новости Оскола» указали, что яблоки нынче идут в продаже по 165 рублей за килограмм. В среднем! А значит, есть и более высокая цена. Так ведь яблоки – совсем не баловство, не увлечение завзятого гурмана. Средство от авитаминоза! Отчасти объяснение найдётся, почему сейчас подорожание. В мае похолодание в этом году упало на дружно расцветавшие сады – и в Белгородской области, и рядом, где в промышленных масштабах садоводство. В связи с этим такая мысль: не надо ли увеличить поставки витаминных продуктов из Средней Азии, откуда происходит наибольший поток трудовых мигрантов? Поможем спросом на продукцию жителей Средней Азии – как мастеров по производству винограда, яблок, персиков, груш, арбузов, великолепных дынь! Как неоднократно выявлялось, в строителях низкой квалификации чаще всего встречаются выходцы из села тех республик, где не только по весне, но и зимой тепло по сравнению с российскими широтами, ведь это явное преимущество в производстве сельхозкультур, которые в группах теплолюбивых.
Валерий ТЕЛЕГИН,
г. Губкин

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий. Комментарий будет опубликован после проверки модератором. Это займет некоторое время.