Память жива
08.11.2024
— Они проживают далеко – в Алтайском крае и в Перми. На захоронение приехать не смогут, но попросили выслать найденные документы, по которым солдат опознали — смертный медальон и фрагменты красноармейской книжки. К счастью, сохранились, информация хорошо читается. Написано было тушью, которая водой не смывается, в отличие от чернил, — рассказал руководитель клуба «Поиск» Иван Андреев.
Всего с начала этого года было найдено и перезахоронено 220 советских воинов, при которых нашли 19 смертных медальонов. Прочитано менее половины.
Вернутся в Казачок
На достигнутом поисковики не останавливаются.
— В августе мы проводили поисковую экспедицию в селе Казачок. От местных жителей давно получили информацию, что неподалеку от села была разбита наша отступающая колонна, бойцов хоронили в поле, там же, где настигла смерть. Долгое время их не могли предать земле, поскольку немцы запрещали туда ходить. А когда появилась возможность, трупы были уже разложившиеся. По воспоминаниям местной жительницы, люди собрали целое ведро смертных медальонов, которые оставили в сарае, укрыли рогожкой. А дальше ее вместе с сестрой увезли в Германию на работы. Когда вернулась, обнаружила, что ведра уже нет. Установить личности погибших стало невозможно. Она подробно рассказывала, как они ходили на место трагедии, как закапывали тела. Прямо на том месте, где лежал боец, выкапывали яму.
Мы во время экспедиций проводили поиски в лесах, много нашли останков. В этом году, в августе, решили всё-таки выйти в поле. Долго работать не смогли, поскольку стояла жара. Земля настолько высохла, что лопата аж звенела. Кроме того, основная часть поля, где необходимо было вести поиски, занята посевом свеклы. Мы работали там, где был убран урожай, но это немного не то место. На тот момент нашли останки лишь двух бойцов. Один из них — командир Красной Армии, судя по предметам: полевая сумка офицерская, чернильница, часы. Второй — рядовой с винтовкой. При нем были и другие военные атрибуты – противогаз, саперная лопата. У обоих имелись смертные медальоны, которые не смогли прочитать. При офицере найден металлический, образца 1925 года. Обычно подобные не читаются. У красноармейца — образца 1941 года, пластиковый. Но, к сожалению, записка не сохранилась. На этом пока поисковые работы прекратили. Планируем продолжить в ближайшее время, если позволит погода, — объяснил Андреев.
Братская могила в Слободе Ямской
На будущий год поисковики планируют трудиться в более усиленном режиме, поскольку страна будет отмечать 80-летие Великой Победы. Начнут с Ямской слободы в районе ул. Деревянова, где находится братская могила на 275 человек.
— Про нее знали давно. Еще в 70-е, когда клуб возглавлял Эдуард Григорьев, Почетный гражданин Старого Оскола, поисковики выезжали на место. Территория была разровнена, обелиск отсутствовал. Попытались провести раскопки. Но на тот момент не было еще староскольского водохранилища и уровень реки был гораздо выше, вокруг были затоны. Масштабные работы произвести не удалось. Извлекли тогда не более 20 останков и захоронили в братской могиле на Комсомольском проспекте. Через какое-то время решили продолжить поиски. Обнаружили, что на той территории уже нарезали дачные участки, могила затерялась. Потом и мы приезжали, пытались отыскать останки совместно с теми следопытами, которые участвовали в раскопках в 70-м году. Ничего не смогли найти.
Теперь у нас появился аэрофотоснимок за апрель 1943 года.
Изображение наложили на современную Google-карту, вычислили по gps-навигатору точное место, где располагается дорога между дачами. Оно заходит немножко на участки, но не задевает строений. Предварительно переговорил с дачниками. Они не против, но еще будем прорабатывать этот вопрос. Думаю, весной начнем эксгумационные работы. 275 человек – это огромная могила.
Еще в конце 90-х – начале 2000-х, когда мы базировались во Дворце культуры «Комсомолец», меня разыскал один из бывших жителей улицы Деревянова слободы Ямской. Будучи мальчишкой, он занимался сбором и захоронением этих солдат. В том месте находилась длинная промоина в сторону реки. Туда и складировали воинов 348-й стрелковой дивизии, наступавшей со стороны Незнамово. В Ямской она понесла колоссальные потери.
Кроме того, у нас имеется еще одна фотография северной окраины Каплино, недалеко от нынешнего кемпинга «Красные Кусты». Не доходя метров 200 там стоит сосновый лес. На момент войны его не было. Однажды, проводя в клубе школьную экскурсию, педагог мне рассказала о том, что ее мама знает местонахождения братской могилы в Каплино — в районе тока. Мы всегда считали, что она скрылась под ним. Оказывается, метров 200-300 от тока не ушла. Выехали на место с мамой преподавателя, она показала точное место.
К тому же у нас есть фотография могилы, так что можно надеяться на успешные поиски. Женщина рассказала, что в конце 40-х годов, в связи с переносом могилы, подъехали работники сельского Каплинского совета, сняли обелиск, территорию разровняли. Считалось, что могилу перенесли в центр Каплино. Но, отмечу, что на местах десятка могил, которые по документам считаются перенесёнными, мы продолжаем находить останки. На самом деле выбрать всё было невозможно, это колоссальный труд. Представляете, сотни полуразложившихся трупов вытащить и куда-то отвезти, перезахоронить. Процедура заняла бы полгода. Только этим и нужно было заниматься, а в те годы нужно было восстанавливать сельское хозяйство. Нищета, все было разрушено.
Понятно, что людям было не до того. Теперь мы хотим восстановить справедливость. В Каплино — более 40 останков. Фотографии имелись у нас давно. Какое-то время они находились в военкомате. Когда срок хранения истек, их собирались уничтожить. Но Эдуард Иванович Григорьев снимки забрал. Сейчас они находятся в нашем городском архиве. Имеются практически все паспорта на братские могилы. Они нас и выручают, — заключил Иван Андреев.
Кристина ГОДОВНИКОВА
Комментариев пока нет.