Новости Оскола » Blog Archives » Эпоха возрождения
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Эпоха возрождения

28.11.2024


🖍Как это было
Жизнь «Солдатика» началась в 1993 году в севастопольском ТБМ (театр «На Большой Морской») под руководством режиссёра Виктора Абрамовича Оршанского. «Стремительно получивший любовь и признание публики, спектакль стал не только визитной карточкой, но и неофициальным символом театра», — считает постоянный участник и режиссёр обновлённой версии Сергей Лысенко. Время сложное, будущее коллектива было весьма туманно, с поддержкой молодому и творческому коллективу никто не спешил, но вопреки обстоятельствам, самозабвенно, смело и настойчиво, они как стойкие солдатики шли к своим целям. Декорации мастерили из того, что было под рукой. «Дотаций на постановочные расходы не было, например, то же окошко сколотили из рамок для портретов», — вспоминает Лысенко. Спектакль был сыгран на различных сценах в Киеве, Череповце, Днепропетровске, Воронеже, Санкт- Петербурге, Курске, Ярославле, Новом Уренгое.

25 ноября 1995 года именно им в Старом Осколе были открыты гастроли ТБМа, который через год переедет из Севастополя, и в нашем городе официально откроется театр. За приключениями отважного героя публика наблюдала до 2007 года. Тема восстановления спектакля активно поднималась в последнее время, художественный руководитель театра Семён Михайлович Лосев не терял надежды, что Виктор Абрамович приедет в Старый Оскол (сейчас он живет в Санкт-Петербурге) и примет непосредственное участие, но состояние здоровья режиссёра не позволяет это сделать. Работу по возрождению спектакля доверили Сергею Лысенко, однако заманчивое предложение он принял не сразу — потребовалось время на раздумья. Восстановление спектакля казалось неосуществимой задачей. «Слишком сильна память о взаимоотношениях внутри того спектакля, не покидало ощущение, что былой атмосферы достичь не получится, но слава Станиславскому! Я ошибся», — воодушевлённо делится Сергей Александрович. В своей работе он пытался передать те слова, которые говорил Виктор Оршанский, те способы существования, которые безотказно работали.

Антон Дегтяренко — ещё один свидетель становления театральной жизни в провинциальном городке. Окончив институт, искал свой театр, знакомство с Оршанским сработало заразительно, и он принял решение остаться здесь. Как и многие, восхищался «Солдатиком» и даже не думал, что когда-то окажется внутри этой истории. «Сказка сильна тем, что она про что-то самое главное. Не какие-то мелочи жизни, быт, а то, ради чего мы живём», — характеризует режиссёр. Роль Заводного Соловья ему досталась внезапно, актёр Дмитрий Сусер покинул театр, а играть было некому — пришлось вливаться. Трудности актёрского ремесла компенсировались эйфорией и радостью от пребывания в эпицентре сказочных событий.
В новой версии спектакля Антон Геннадьевич определяет свою должность как соучастник постановочного процесса. В тандеме с художником по свету — Александром Селютиным, они сделали потрясающее световое оформление, которое завораживает своей красочностью и объёмом.

🖍Драма Костикова
На просьбу поделиться своими мыслями о спектакле, Андрей отнекивался и скромно называл себя статистом. Всё, что касается цифр, количества ролей и прочей рутинной, но такой ценной работы — его сфера ответственности. В этот же момент с феноменальной точностью называет дату премьерного показа — 18 мая 1993 года. Далее следует интереснейшая история о его судьбе в постановке: однажды Виктор Оршанский подозвал к себе двух молодых и перспективных артистов — Андрея Костикова и Игоря Волошина, к выпуску готовились два спектакля – «Бармалей» и «Солдатик», режиссёр предложил им самостоятельно распределиться по ролям. Игорь Волошин проявил интерес к первому варианту, и, казалось бы, сама судьба предопределила нахождение Костикова в этом культовом спектакле, но… наверняка большим сюрпризом для поклонников театра станет информация о том, что в те далёкие годы он был не только актёром, но и осветителем — работал точно, надёжно и безошибочно. На премьере не скрывал слёз от происходящего, и не только — на генеральных прогонах коллега-световик часто допускал ошибки и режиссёрской волей Андрей был направлен поближе к световому оборудованию, а его место на сцене занял Волошин. Историческая справедливость восторжествовала в 1999 году, когда роль Клоуна освободилась и, не раздумывая, Андрей Костиков поспешил напомнить Виктору Оршанскому о том, что когда-то репетировал и готов заступить на пост. Стоит отметить, что режиссёр давно забыл о том эпизоде и в присущей ему юмористической манере оценил стремление уже состоявшегося актёра влиться в массовку. В новом «Солдатике» он Дирижёр. С гордостью вспоминает, что эту роль играл Евгений Васильевич Батурин, которому на момент премьеры было 80 лет. Батурин, видевший Станиславского, Мейерхольда, Вертинского. Преемник роли — Андрей Костиков, часто и с теплотой вспоминает о своём легендарном коллеге. После премьеры состоялся телефонный разговор с Виктором Оршанским, который интересовался внутренними ощущениями от проделанной работы: «Есть ли радость?» На этот вопрос Дирижёр спектакля ответил уверенно и оптимистично.

🖍Преемственность поколений
Совсем недавно Анастасия Лебедева была студенткой ЯГТИ (Ярославский театральный институт), в этом году она успешно закончила обучение и получила диплом. Роль Балерины даётся ей непросто: «Новая работа — это всегда волнительно, напряжённо, находишься в постоянном поиске, бесконечном разочаровании в себе, тело и ум задействованы в круглосуточном режиме. Не успеваешь оглянуться, а премьера уже на носу!» Большую благодарность выражает Сергею Лысенко за доверие. О своём персонаже Настя рассуждает объёмно и не без философских ноток: «В этой роли не всё так просто — отпечаток в жизни Балерины, до появления Солдатика, тяжёлый, если говорить современным языком — абъюзивный со стороны Чертёнка, при этом постоянный поиск наивности, её трансформация. Победить себя — задача профессиональная и непростая. Нужно сыграть утончённую, бумажную, лёгкую, но совсем не глупую, а наполненную и глубокую». Эта работа дала «волшебный пинок» — заставила встать на пуанты. Настя честно признаётся, что желание совершенствоваться в хореографическом искусстве было всегда, но, как это часто бывает, мешали жизненные обстоятельства.

Первое знакомство с «Солдатиком» у Валерии Ивличевой состоялось на концерте, посвящённом дню рождения театра, тогда были представлены разные номера, в одном из которых Александр Гаврилов своим проникновенным исполнением покорил сердце актрисы, которая сейчас волнует зрителей и заставляет, затаив дыхание, слушать уже свои соловьиные песни в новой версии этого спектакля. Свою роль называет сложной, так как вокальная часть требовала принципиально нового подхода и пришлось приложить немало усилий, чтобы достичь поставленной планки как коллектива, так и своей личной. Несмотря на положительные отзывы со стороны, по-прежнему остаётся для себя самым строгим критиком и продолжает с большим усердием работать и совершенствоваться.

Каждую репетицию, словно на машине времени, Анастасия Власова перемещалась в мир своего детства. С ранних лет она была постоянным зрителем театральных постановок в родном Орле. Песни, музыкальное сопровождение, атмосфера — всё это казалось чем-то родным и знакомым, похожим на то, что будоражило воображение в юные годы. Свою роль Крысы она называет ролью на сопротивление — когда качества свойственные персонажу, не свойственны играющему эту роль. Тем не менее этот опыт считает большой удачей — отрицательные герои — это хорошая возможность прокачать свои актёрские навыки.
Возвращение спектакля старооскольская публика приняла с восторгом. Рассуждая о его значимости в современных реалиях, Сергей Лысенко уверенно подытожил:

— В нём затронуты вечные темы, поэтому актуальности он не утратит никогда – «добро» и «любовь» — не просто набор слов, это вещи, за которые нужно бороться. Если ты уверен в себе — должен действовать! А у нас снова появился оберег.

Сергей СКЕРОНОВ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий. Комментарий будет опубликован после проверки модератором. Это займет некоторое время.