В гостях у сказки
23.12.2024
🖍«Голландский» зал
Нашу группу сразу предупредили, что фотографировать можно во всех залах, кроме двух, где работают мастера. Первый музейный зал – «Голландский». Здесь нам рассказали, что Клинский край, расположенный на северо-западе Подмосковья, издавна был знаменит своим стеклодувным ремеслом. При Петре I огромные залежи белого кварцевого песка, без которого невозможно сварить стекло, были обнаружены в окрестностях имения его сподвижника Александра Меньшикова. Позже владельцем усадьбы стал его правнук, блестящий морской офицер, который 30 лет отдал русскому флоту – Александр Сергеевич Меньшиков. И с того далекого времени на Клинской земле стал развиваться стекольный промысел. Сегодня в этом небольшом подмосковном городе работает четыре стекольных завода. А изначально в имении Александрово был создан стекольный завод на три печи с 80 рабочими из числа крепостных. Здесь производили лампы, бутылки и декоративные изделия. В одном из стеллажей можно увидеть малую часть той продукции, которая когда-то выпускалась на местных заводах. Здесь представлены различные флакончики, пузырьки, стеклянные шприцы и графины.
Когда согласно указу Петра Первого Новый год на Руси стали отмечать зимой, а символом праздника стала ёлка, её украшали яблоками зимних сортов, красивыми засахаренными цветами, шишками, пряниками и свечами. Такое наряженное дерево стояло день, а потом его клали на бок и поедали все украшения.
🖍«Крестьянская изба»
Заглянув сюда, мы увидели, как зарождался в Клинском уезде стеклодувный промысел, как жили и работали кустари-одиночки, и познакомились с особенностями крестьянского быта. В зале воссоздан интерьер деревенской избы начала ХХ века. Самым интересным здесь является рабочей стол. Именно за него садился мастер, чтобы сделать стеклянную игрушку. Когда в России появился обычай наряжать новогоднюю ёлку игрушками из стекла, то вскоре на клинском заводе впервые начали выдувать бусы как ёлочные украшения. Конечно, крестьяне сами стекло не варили. Скупщики с завода Меньшикова поставляли крестьянам что-то вроде «полуфабриката» – стеклодроты. Из этих стеклянных трубочек делали ёлочные игрушки. Что самое интересное, и сейчас, в ХХI веке, они всё также актуальны на производстве. Но чтобы сделать игрушку из такой трубки, её надо нагреть, и для этого в то далёкое время применяли керосиновые кружки-горелки. А еще использовали кожаные меха для подкачки в горелку воздуха. Стекло нагревалось и плавилось, один кончик запаивался в пламени горелки, а через второй стеклодув ртом делал выдох, примерно так, будто надувал мыльный пузырь.
А если выдувку мастер производил через специальную металлическую формочку, то тогда получался не просто шарик, а фигурная игрушка, например, шишка. Таким же способом делались и бусы. Стекло выдували через специальную форму, затем полученные мелкие шарики разрубали специальным ножом, нанизывали на ниточку и окрашивали. Таким образом получались красивые бусы, которые украшали не только ёлку, но и праздничные женские костюмы. В одной из витрин в этом зале их можно увидеть. Такие наряды ручной работы одевали только по большим праздникам и передавались по наследству. Доступность сырья, простота изготовления и увеличивающийся спрос на ёлочные игрушки подтолкнули наиболее предприимчивых крестьян заняться индивидуальным ремеслом в своих домах. После революции частные предприятия были ликвидированы, но стеклодувный промысел сохранился. Кустари-одиночки объединялись в артели, пройдя через трудности организационного периода. Промысел экономически окреп и приобрёл такой размах, что для подготовки специалистов в селе Воздвиженское открыли фабрично-заводское училище, из стен которого выходили стеклодувы по выпуску медицинской аппаратуры и ёлочных украшений.
🖍Индустриальный зал
О широком распространении стеклодувного ремесла в Клинском крае в журнале «Советская игрушка» за 1936 год журналист М.Новожилов писал: «Клинский район Московской области с давних пор был сосредоточением кустарей-стеклодувов. Стеклодув-игрушечник вырабатывал продукцию на дому, этим обычно занималась вся семья, по наследству передавалось искусство стеклодува…»
Война прервала мирный труд селян, а большинство артелей сгорели или были разрушены. После освобождения территории от немцев, рабочие, в основном женщины, приступили к восстановлению помещений и налаживанию работы. Было приложено немало сил, чтобы возродить стеклодувное ремесло и продолжить его развитие. Производили в первую очередь необходимую в трудное для страны время медицинскую аппаратуру, а позднее и ёлочную игрушку. Из-за нехватки помещений, производства размещали в нескольких домах, полуфабрикаты для отделки переносили на носилках по улице. К 50-м годам сократившийся за время войны стекольный промысел достиг довоенного уровня. Участки выдувания переводились с керосина на жидкий, а позднее природный, газ.
В этом зале мы посмотрели на коллекцию ёлочных украшений, которые были изготовлены в исторический период индустриализации нашей страны. Это монтажные, картонажные и ватные игрушки. Монтажные игрушки собирают из бусин, стеклянных трубочек, они самые сложные в изготовлении. Чтобы сделать одну, нужно потратить почти целый рабочий день! Ватные игрушки сейчас снова входят в моду. Они изготавливаются из металлической проволоки, которую обматывают слоями ваты, закрепляют клеем и раскрашивают. Получаются очень реалистичные игрушки, от которых просто невозможно отвести взгляд. Перед следующим залом нас попросили не фотографировать и не шуметь.
🖍«Стеклодувный цех»
Здесь мы увидели то, как сегодня изготавливаются игрушки. Оказывается, процесс мало чем отличается от процесса столетней давности. Только сейчас мастера используют не керосиновые, а газовые горелки. Природный газ подается компрессором под высоким давлением. Из-за этого в помещении очень шумно и стеклодувы работают в наушниках. Чтобы создать игрушку, стеклодув берет стеклянную трубочку — дрот и наводит на нее пламя, температура которого составляет порядка 700 С. Затем мастер, постоянно вращая трубочку под пламенем горелки, нагревает её до тех пор, пока стекло не станет мягким и пластичным. Еще несколько манипуляций и с помощью «выдувки» получается шарик. Весь процесс занимает не больше минуты. Конечно, это лишь на первый взгляд просто. На самом же деле нужно правильно направить струю воздуха под нужным давлением и при этом постоянно проворачивать трубку, чтобы шар был идеальной формы и нужного размера. Фигурные игрушки изготовляются аналогичным образом, но вот выдувка происходит тогда, когда подготовленная трубочка лежит в специальной металлической форме. Самое сложное в этом процессе — уловить момент, когда начать выдувку. Мастер должен чувствовать стекло. После выдувки «болванки» ёлочных игрушек покрываются блестящей плёнкой – оксидом алюминия. Это делается для того, чтобы краска на изделиях легла ровно. Затем заготовки попадают в художественный цех. Каждая стеклянная игрушка не только производится, но и расписывается вручную. В этом зале мы воочию увидели, как это происходит. Как и в стеклодувном цехе, здесь нельзя фотографировать, а еще и разговаривать. Можно только наблюдать за творческим процессом. У мастеров, которые работают в этих двух цехах, идет обычный рабочий день, с планом выработки.
🖍«Щелкунчик»
Здесь главным украшением зала является нарядная рождественская елочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Надо сказать, что эта тематическая комната появилась здесь неспроста. Ведь именно в Клину Пётр Ильич Чайковский закончил писать музыку к знаменитому балету по сказке немецкого писателя Гофмана.
🖍«Ёлочные игрушки 40-60х годов»
В этом зале перед нами предстала экспозиция ёлочных украшений 40-60-х годов XX века. Во время Великой Отечественной войны и в нелегкое послевоенное время люди продолжали праздновать всеми любимый праздник — Новый год. Ёлочные игрушки того времени чаще изготавливались в виде орденов, звезд, танков, самолетов, дирижаблей и других предметов военной атрибутики с советской символикой. Представлены здесь и послевоенные игрушки из тематических серий – «Фрукты и овощи», «Шишки», «Космонавтика», «Музыкальные инструменты», «Сказки», «Фигурки», «Чиполлино», «Животные и птицы» и т. д. И вот в этом зале глаза загорелись у всех! Все искали и находили игрушки, которые висели на елке в их домах или домах бабушек и дедушек. Здесь и часики, которые появились на ёлках после выхода фильма «Карнавальная ночь», и стеклянная кукуруза времен Хрущева, и космонавты.
🖍«В гостях у Деда Мороза»
Здесь нас встречали всевозможные Деды Морозы и Снегурочки. На детский вопрос, почему у них у всех шубы разного цвета, ответ экскурсовода был очень неожиданный: «Да вот какую краску привозили на завод, таким цветом и красили». Из этого зала мы все попали в «Зал торжеств», где увидели огромную красавицу-ёлку. Пока мы ей любовались, в зал вошел Дед Мороз. В составе нашей группы были и ребятишки от 5 лет, и взрослые тетеньки, но все с одинаковым огромным удовольствием водили хоровод вокруг ёлки и пели «В лесу родилась елочка». И, конечно же, не обошлось без фотосессий. Дед Мороз поинтересовался откуда мы. Услышав, что перед ним жители Белгородской области, искренне пожелал мира.
А потом Дед Мороз предложил пройти в мастерскую, где каждому из нас дали стеклянные шарики и предложили выбрать рисунок из нескольких имеющихся вариантов. С помощью подробной инструкции разрисовать игрушку не составило проблем. Тем более что художница, которая вела мастер-класс, помогала не только словом. С одинаковым вдохновением шарики раскрашивали и дети, и взрослые. Потом результаты нашего творчества запаковали в специальные коробочки и вручили авторам.
Конечно, после увиденной красоты мы решили непременно заглянуть в фирменный магазин. Здесь игрушки на любой вкус и кошелек. Уйти без покупок не удалось. Прикупила и я себе в коллекцию новые игрушки, тем более что в нашей семье есть традиция каждый год добавлять новую в елочное убранство.
Марина ЯСКОРСКАЯ
Комментариев пока нет.